Автор: Касаткин Павел 27.07.2011
Мотивация в спорте
Хотелось поговорить о спортивной мотивации. Очень часто слышим у спортсмена, спортсменки нет мотивации, не хватает мотивации….
Что же такое мотивация вообще и в частности мотивация в баскетболе?
Мотив (от латинского слова moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.
Мотивацию спортсмена, спортсменки можно определить как направление и интенсивность усилия достижения к цели. А направление усилия означает, что спортсмен-баскетболист ищет определенные ситуации деятельности или стремиться к ним, или то, что определенные ситуации привлекают его.
Интенсивность усилия – характеризует степень усилий приложенных спортсменом в определенной ситуации деятельности ( тренировочной или соревновательной ).
Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию спортсмена, самоусовершенствованию. Это важный мотив баскетболиста, который побуждает спортсмена много работать и развиваться.
По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость, риск. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у спортсмена, спортсменки мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности, к спорту. Талантливые тренеры, учителя, психологи умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам - спортсменам, на возможность развиваться и совершенствоваться.
Какие встречаются проблемы?
- недостаточно четкое определение и формирование мотивации внутри себя
- нечеткое определение понятия мотивации
- психолог или тренер не всегда знают, как взаимодействуют спортсмены, из-за этого между ними нет взаимопонимания.
Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, а также мотивация достижения в форме соревновательного процесса.
- мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
- стремление получить одобрение друзей, подруг и других людей;
- стремление получить высокий социальный статус.
Ориентация на мотивацию, основанная на характерных особенностях:
- мотивация основывается на личностных особенностях, то есть мотивация определяется главным образом самой личностью спортсмена-баскетболиста, ее особенностями,
- ориентации на мотивацию обусловленная ситуацией в целом,
- комбинированная мотивация.
Сущность мотивации можно понять только на основе взаимодействия всех факторов.
И особенно мотивации достижения и особенности личности.
Очень важна мотивация самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связана с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Спортсмен пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает спортсмена интенсивно работать и развиваться.
Рекомендации по созданию мотивации:
Мотивация происходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерных особенностей личности спортсмена-баскетболиста.
Следует учитывать существующие множество мотивов:
- повышение мастерства игры в баскетбол,
- достижение соревновательного успеха, успеха признания,
- ощущение возбуждения,
- достижения цели.
Следует изменить окружающие условия, чтобы повысить мотивацию.
Влияние тренера и психолога на мотивацию.
Изменение и устранение у спортсмена нежелательных мотивов так называемой негативной мотивации.
Мотив достижения цели — стремление достичь высоких результатов и мастерства в баскетболе; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в баскетболе зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Спортсмен с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает, тренеруется ради достижения поставленных целей. Мотивация достижения и поведение, которое направлено на высокие результаты даже у одного и того же спортсмена не всегда одинакова и зависит от ситуации.
Что же определяет уровень мотивации?
Выделяется следующие факторы:
- значимость достижения успеха;
- надежда на успех;
- субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
- субъективные эталоны достижения цели.
Ориентация спортсмена-баскетболиста на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении задач, цели.
В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью.
Соревновательность представляет собой удовольствие от соревнования, достижения успеха в соревновательных ситуациях. Соперничество представляет собой процесс, охватывающий ряд явлений и этапов.
Ориентация на победу представляет собой межличностное сравнение и стремление к победе в соревновании.
Цель – превзойти соперников.
Если спортсмен-баскетболист принимает решение участвовать в соревновании, то на него влияет ряд факторов:
- внешний фактор (погода, время, способности противника, различная информация, болельщики…)
- внутренний фактор - мотивация (уверенность в себе, уровень своей способности, психологическое состояние, настроение…).
Обратная связь, подкрепление, внутренняя мотивация.
Обратная связь необходима для того, чтобы спортсмен-баскетболист мог знать уровень своих достижений. Подкрепление необходимо насколько хорошо он, (она) выполняет действия.
Принципы подкрепления:
- если выполнение чего-либо приводит к хорошим последствиям, люди стараются повторить данное поведение для получения положительного результата.
- если выполнение чего-либо приводит к неприятным последствиям, люди стараются не повторять данное поведение, чтобы избежать более отрицательных последствий. Все очень просто)).
Недостатки наказания:
Необходим индивидуальный подход к каждому из игроков.
У спортсмена, спортсменки может закрепиться отрицательное поведение стереотипность.
Отметим виды подкреплений:
- социальные (отношения окружения, друзей, подруг, родителей)
- материальные, наградные.
Можно вместо тренировки организовать соревновательную игру или отдых, совместный поход в кинотеатр, приглашение знаменитого спортсмена-баскетболиста…
На начальных этапах тренировок лучше подкреплять спортсмена чаще.
Выбор поведения для поощрения:
- Поощрение правильного выполнения задания, упражнения (не только результата).
- Поощрение усилий, стараний.
- Поощрение ведения игры по правилам, честной игры.
Касаткин Павел Николаевич
Родился 21 апреля 1965 года в Башкирии г. Салават.
Образование:
МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии.
МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра инженерной психологии, спецкурс: «Методы психологического воздействия».
Французская Международная Ассоциация Клинического Гипноза.
Сертификат "Advansed techniques: Ericsonian Hipnosis for Health and Healing". Betty Alice Erickson, M.S. Faculty. #017529
Опыт работы:
Практикующий психолог-консультант, гипнотерапевт, гипнолог.
Работа в психологической консультации, амбулаторном и стационарном отделении психиатрической клиники города Москвы.
Спортивный психолог СДЮШОР №22 БК «Глория»
Мы ВКонтакте: http://vkontakte.ru/id7751770
Источник: www.gloria-basket.ru
Comments
С Вашего разрешения хочу также добавить несколько своих мыслей по поводу мотивации.
В спорте многие считаю, что для спортсмена мотивом являются желание стать победителем, а стимулом при этом выступают деньги. Думая так, тренер или руководитель федерации все увеличивают и увеличивают финансовое вознаграждение, считая это увеличение поощрением, но почему-то в ответ на это побед не прибавляется.
Почему так происходит?
Потому что есть еще и неосознаваемые мотивы, находящиеся глубоко в подсознании спортсмена. Подсознание же, по утверждению психологов, имеет подавляющий приоритет перед сознанием. Выходит, что для того, чтобы спортсмен выполнил желаемое действие, необходимо найти его не осознаваемые мотивы, которые находятся у него в подсознании. Найдя эти мотивы и стимулируя их, тренер может получить колоссальное увеличение сил у своего спортсмена.
Пример 1. Исследование проводилось в клубе кикбоксинга с помощью специально созданного для этой цели прибора. Спортсмену задавали вопрос, а он называл любые мотивы, которые при-ходили ему в голову. В результате показаний прибора у спортсмена был найден истинный не осознаваемый мотив занятия кикбоксингом – «Отомстить отцу (за то, что бил маму)». Тренер использовал этот мотив как стимул для победы (чемпионат Европы), сказав спортсмену на ринге, показывая на соперника: «Представь, что он обидел твою маму». После этого спортсмен победил соперника, который был в тактико-техниче ском плане на голову лучше его. После победы тренер поощрил спортсмена фразой: «Ты – настоящий защитник своей мамы! Она тобою годится!».
Пример 3. Один из боксеров имел мотив «Чтобы меня считали самым лучшим», и поэтому для тренера был разработан стимул, который он говорил перед боем – «Выиграв его, ты станешь самым лучшим!», после чего спортсмен с удвоенной энергией бросался в бой. Если же силы его покидали, тренер, между раундами, говорил ему другой стимул: «Ты хочешь, чтобы все считали тебя самым худшим? Иди и докажи, что ты – самый лучший!», что приводило к появлению у спортсменов дополнительных ресурсов для победы.
Знание истинного мотива и умение правильно подбирать стимулы и использовать их – залог увеличения результативност и вашего спортсмена в спортивных состязаниях.
--
С уважением,
Балыкин Александр Иванович
статьи и видео о спортивной психологии www.iper1.ru/novosti.html
RSS