gototopgototop

Автор: Нурисламов С.В., Ковалев Е.В., Рудовский А.А. 05.11.2011

Печать

К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ЗАДАЧ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

 

ФГУ «Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины ФМБА России», Управление организации спортивной медицины ФМБА России, Москва, Россия.

Резюме. Статья посвящена определению роли психофизиологического и психолого-педагогического направлений в свете реализации Программы ведомства «Медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации на 2011-2013 годы»

Введение.

Постановлением Правительства Российской  Федерации от 17 октября 2009 г. N 812 медико-санитарное и медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва, включая проведение углубленного медицинского обследования спортсменов, а также организационно-методическое руководство и координация деятельности организаций здравоохранения по спортивной медицине возложено на ФМБА России. Базовым механизмом реализации данного постановления, начиная с 2011 г. является целевая программа  ведомства «Медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации на 2011 - 2013 годы». Одним из функциональных направлений программы является создание и развитие службы спортивной психофизиологии в сборных командах Российской Федерации.

В соответствии со сложившейся концепцией развития системы спортивной медицины (рис. 1) и целями научно-методического и медико-биологического обеспечения спорта требуется определить

Рис. 1.

цель и задачи спортивной психологии и психофизиологии для соответствующего обеспечения спортивных сборных команд России и спорта в целом.

Спортивная психология.

Для начала важно понять, что в понятие спортивной психологии, как раздела научно-методического обеспечения спорта, вкладывает Минспорттуризма РФ. Приказ Минспорттуризма РФ от 27.05.2010 N 525 (ред. от 11.07.2011) "Об утверждении Порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.2010 N 17757) (текст приказа опубликован в "Российской газете" от 7 сентября 2011 г. N 198) [1] указывает на Приложение к Порядку «Основные виды и требования к содержанию программ по научно-методическому обеспечению спортивных сборных команд Российской Федерации». Приложение (Проект Приложения имеется на официальном сайте Минспорттуризма РФ) в свою очередь формирует основные виды и требования к содержанию программ по научно-методическому обеспечению спортивных сборных команд Российской Федерации.

Цель - повышение эффективности управления процессом подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации.

Задача - выработка предложений для своевременной коррекции тренировочного процесса. Важно для решения этой задачи с учетом системного характера ее постановки прописать четкий регламент выработки предложений на основании (см. ниже) объективной информации. Этот регламент, до некоторой степени, может быть применим и при индивидуальной коррекции тренировочно-соревновательного процесса на основании объективных данных, получаемых во время УМО.

Средства - применение научных технологий, получения объективной информации о 1) функциональном состоянии спортсменов, об 2) уровне специальной физической, 3) технической, 4) тактической и 5) психологической подготовленности. Для нашего рассмотрения наибольший интерес представляют первая и пятая области исследования континуума «спортсмен-тренировочно-соревновательный процесс». При этом надо отметить, что психологическую подготовленность спортсмена в настоящей работе мы отнесем к задачам спортивной психологии в рамках научно-методического обеспечения (далее - НМО) спорта. А определение психофизиологических параметров функционального состояния спортсмена - к задачам психофизиологического обеспечения спорта и, что важно, в определенной пропорции поделив его между НМО и медико-биологическим обеспечением (далее - МБО) спорта в целом и спорта высших достижений, в частности.

Возвращаясь к анализу Приложения, в этой связи становится понятным участие, как психологического, так и психофизиологического анализа в 3-х основных программах НМО ССКРФ -  этапном комплексном обследовании (далее - ЭКО), текущем обследовании (далее - ТО) и обследовании соревновательной деятельности (далее - ОСД).

ЭКО является базовым мероприятием по контролю за функциональным состоянием спортсмена в системе НМО. ЭКО проводится до или после основных этапов подготовки и направлено на определение индивидуального уровня различных сторон подготовленности спортсмена и кумулятивного тренировочного эффекта, выявления глубинных резервных возможностей организма спортсменов, определения факторов, лимитирующих развитие специальной работоспособности спортсменов (выносливости - по показателям аэробной и анаэробной подготовленности, скоростно-силовой, силовой, координационной, психологической подготовленности; морфологическому статус), на основании специальных тестов, соответствующих целям и задачам этапа и периода подготовки с учетом специфики вида спорта.

Основные требования к содержанию программ ЭКО заключаются в регистрации, определении установленных показателей с соблюдением условий проведения тестовых процедур по наиболее близким к психофизиологическим характеристикам, таким как:

определению координационной подготовленности (функции моторного контроля):

-     способности к дифференцировке тонких движений;

-     состояние системы управления двигательными программами;

-     качество следящего движения;

-     латеральная двигательная асимметрия;

-     кратковременная двигательная память;

и по психологическим характеристикам - оценке психологической подготовленности:

-     силы, лабильности или устойчивости психических процессов;

-     способности к саморегуляции психических состояний и самоконтролю;

-     оценки волевой мобилизации и настроя

в сложной динамической взаимосвязи с перечисленными выше физиологическими, биохимическими, морфологическими и другими группами исследуемых параметров.

В случае постоянного пребывания спортивных психологов или психофизиологов в спортивной сборной команде возможно проведение текущего обследования спортсменов.

Основные требования к содержанию программ ТО в рассматриваемом проекте Приложения:

ТО является комплексным мероприятием, позволяющим оценить: динамику показателей, характеризующих общее функциональное состояние и отдельные стороны подготовленности спортсмена, срочный и кумулятивный тренировочный эффект с целью своевременного выявления чрезмерности тренировочных воздействий; техническую и технико-тактическую подготовленность, психологическое состояние, а также выработать рекомендации по оптимизации тренировочного процесса.

В ходе проведения ТО осуществляется контроль за повседневными (текущими) колебаниями функционального состояния спортсменов, фиксирование выполняемых тренировочных нагрузок, переносимостью нагрузок и выбранными показателями подготовленности с учетом задач соответствующего этапа подготовки, специфики вида спорта.

Программа ТО учитывает специфику вида спорта и направленность обследования в шести группах видов спорта:

-     циклические;

-     единоборства;

-     сложно-координационные;

-     скоростно-силовые;

-     игровые;

-     стрелковые.

В рамках психофизиологического обеспечения спорта высших достижений применительно к МБО и НМО нам видится более целесообразным разделение видов спорта на основе психофизиологической классификации Пуни-Фарфеля на смемь пересекающихся групп, позволяющих объединить соответствующие этим группам психодиагностические и психофизиологические исследования и использовать соответствующую аппаратуру и дифференцированно подготовленных специалистов:

-     ациклические

-     скоростно-силовые циклические

-     скоростно-выносливые циклические

-     сложно-координационные

-     ситуационные индивидуальные

-     ситуационные командные

-     групповые

Основные требования к содержанию программы ТО заключаются в регистрации, определении установленных показателей с соблюдением условий проведения тестовых процедур по:

1) текущему контролю за функциональным состоянием организма спортсменов, контролю переносимости тренировочных нагрузок;

-     исследование и оценка направленности и степени воздействия тренировочной нагрузки;

-     исследование и оценка факторов, лимитирующих выполнение запланированных тренировочных нагрузок;

-     исследование и оценка скорости и эффективности процессов восстановления организма спортсмена по параметрам (выберем значимые для вопросов спортивной психологии и психофизиологии):

ритмокардиограммы утром в покое;

наличия или отсутствия значимых отклонений по данным визуализированной кардиограммы;

2) оперативному контролю за физиологической величиной нагрузки, соответствию тренировочной интенсивности выбранной тренировочной зоне;

3) определению технической и технико-тактической подготовленности с учетом специфики вида спорта;

4) определению психологического состояния:

-     уровень ситуационной тревожности;

-    эмоциональное состояние, агрессивность, психофизиологическая работоспособность, самочувствие, активность, настроение, степень психического утомления;

5) контролю тренировочных нагрузок:

-  ежедневные показатели планируемых и реализованных тренировочных нагрузок по основным видам подготовки с учетом их объема, интенсивности и направленности.

Основные требования к содержанию программ ОСД

ОСД является комплексным мероприятием, позволяющим оценить отдельные стороны подготовленности спортсменов в условиях соревнований и выработать рекомендации по совершенствованию соревновательной деятельности.

Программа ОСД учитывает специфику вида спорта и направленность обследования в шести группах видов спорта: циклические, единоборства, сложно-координационные, скоростно-силовые, игровые, стрелковые.

Основные требования к содержанию программы ОСД заключаются в
регистрации, определении установленных показателей с соблюдением условий проведения тестовых процедур по:

1)   сравнительному анализу результатов соревновательной деятельности с планируемым уровнем готовности спортсменов (по специфическим для каждого вида спорта модельным характеристикам);

2)   определению степени реализации спортсменом (командой) различных сторон подготовленности в период ответственных соревнований с учетом специфики вида спорта.

Таким образом, роль спортивной психологии в объеме, как минимум психологического контроля состояния спортсмена, определена Минспорттуризма РФ в процессе этапного комплексного обследования и текущего обследования спортсменов. Важно продолжить процесс определения методических и методологических подходов психологического контроля состояния спортсменов. В рамках обследования соревновательной деятельности рассматриваемый проект Приложения к Приказу пока не определяет роль психодиагностики и психологического анализа. В связи с этим видится важная задача специалистов спортивной психологии и психофизиологии по выработке критериев эффективной диагностики спортсмена и его профессиональной деятельности в процессе соревнований, в условиях, когда непосредственный съем психофизиологических показателей невозможен.

Возвращаясь к пониманию целей и задач спортивной психологии специалистами в области спортивной психологии, стоит упомянуть, что с точки зрения признанного специалиста в спортивной психологии А.В. Алексеева [2] термин «психологическая подготовка» спортсмена неверен по своей сути и может трактоваться как подготовка в вопросах психологии. С его точки зрения более оправдан в процессе обучения спортсмена термин «психическая подготовка», включающий навыки понимания спортсменом своих психических составляющих лучшего (с позиции психофизиологии – близкого к максимальному) психофизического соревновательного состояния и указывающий на задачу овладения спортсменом навыками психической саморегуляции.

Научные методы исследования психических и психофизиологических характеристик наравне с биомеханическими характеристиками двигательного действия спортсменов для последующего включения результатов исследований в методологические подходы к обучению спортсменов встречаются не только у спортивных психологов и психофизиологов, но и у педагогов спорта (В.А. Усков [12], О.А. Андрианова [3], В.Б. Иссурин [7]). В рамках обучения будущих тренеров, спортивных и клинических психологов, психологов-педагогов в высших учебных заведениях страны часто формировались специальные курсы подготовки специалистов по психофизиологии, издавались соответствующие учебники, в том числе с явно медицинскими разделами, написанными из-за нехватки специалистов по медицинской психофизиологии психологами, биологами или педагогами (А.Н. Блейер [4], Т. М. Марютина [8]).

В настоящее время приобретает особенную важность факт формирования в 70-х годах прошлого века в советской спортивной психологической науке психофизиологического раздела научно-исследовательских работ, прекрасно обобщенных Леонидом Давидовичем Гиссеном [5]. Вчитываясь в его анализ методов психофизиологической диагностики готовности спортсменов к соревнованиям, предложенных Е.П. Ильиным [6], Л.В. Юрасовым [13, 14], М.А. Новиковым [10, 9], становится понятно, чего не хватает современной психодиагностической и психофизиологической технике. Современная психофизиологическая техника, далеко вперед шагнувшая в своих практических решениях, несколько оторвалась от задач прикладной психофизиологии и, в частности, запросов спорта высших достижений.

Таким образом, мы можем видеть, что спортивная психология представляется также неоднородной и сложно дифференцированной научно-практической дисциплиной. Важность процесса дополнительной специализации спортивных психологов по направлениям диагностики, психологического тренинга и психопедагогики, психологической коррекции и психологического консультирования отмечал В.Г. Сивицкий [11].

Психофизиология.

Психофизиология  (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

Современная  психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения человека, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию высшей нервной деятельности, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

В рамках прикладной психофизиологии выделяются клиническая психофизиология, военная психофизиология, психофизиология  профессиональной деятельности.

Целью психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности лиц опасных профессий, функционирующих в мирное время в условиях повышенной опасности для здоровья и жизни, как собственного, так и окружающих людей, является обеспечение надежности и повседневной стабильности реализации их профессиональных навыков. Особенно это относится к труду диспетчеров и операторов процессов, потенциально опасных для людей и связанных с высокой «ценой» ошибок профессиональной деятельности. Работа в сложных и экстремальных условиях предполагает наличие определенных личностных качеств индивидуума, пластичности нервной системы, высоких адаптационных возможностей, обеспечивающих заданный уровень поддержания гомеостатических функций нейрогуморальных систем организма, быстрой реакции и умения принимать решения в условиях дефицита времени.

В случае спортивной психофизиологии ее цель будет скорректирована в сторону обеспечения достижения спортсменом высших уровней спортивного мастерства и поддержания заданных уровней психической адаптации для достижения победы в соревновательном процессе. Реализация подобных задач спортивной психофизиологии основывается на создание системы психофизиологического обеспечения спорта высших достижений. При таком рассмотрении спортивной психофизиологии наиболее близко по цели к ней  подходит психофизиологическое обеспечение выполнения боевых заданий в армии.

Современный спорт высших достижений для цели завоевания спортсменами высоких и призовых мест на международных соревнованиях, и в первую очередь на Олимпийских Играх и Чемпионатах Мира, требует от спортсмена высококоординированной мобилизации физических, психических, интеллектуальных и духовных ресурсов в определенном временном диапазоне. Таким образом, задача спортивной психофизиологии в рамках научно-методического обеспечения спорта – подвести спортсмена к осознанной мобилизации психофизических ресурсов и навыков в определенный промежуток времени.

Спортивные психофизиологи в направлении своей работы по выведению спортсмена на пик психофизиологической и физической формы находятся в содружественных механизмах взаимодействия со спортивными тренерами и для целей формирования альянса специалиста психофизиолога с тренером важно соотнести психофизиологические задачи с направлением научно-методического обеспечения спорта высших достижений. В таком понимании вопроса спортивная психофизиология примыкает к целям и задачам деятельности спортивных ведомств и соответствующих подразделений, обеспечивающих спорт высших достижений в научно-методическом плане.

С другой стороны современный спорт высших достижений сопряжен с большими  физическими и психологическими нагрузками и риском для здоровья в настоящем и серьезными хроническими заболеваниями в будущем.  И для достижения стабильного и оптимального психофизического функционального состояния спортсменов, для целей профилактики травматизма и развития хронических профессиональных заболеваний, приводивших бы к инвалидизации спортсменов, в спорте высших достижений необходимо создание и содержание функционирования психофизиологической службы сборных команд РФ, как раздела медико-биологического и медико-санитарного обеспечения спорта. Медико-биологическая цель психофизиологического обеспечения спорта высших достижений связана с решением всего двух задач: оценки функционального состояния спортсмена и формирования возможности коррекции функционального состояния спортсмена в заданном направлении.

В рамках спортивной психофизиологии в ее прикладном понимании укладывается работа разнообразных специалистов медицинского и биологического профилей, но для начального этапа формирования службы принято решение ограничить участие в ней специалистов, конечно с потерей качественной составляющей развития службы, до включения в нее психологов и врачей психотерапевтов.

Для начала, опираясь на размышления проф. Б.Д. Карвасарского, заложившего основы современной психотерапевтической помощи населению РФ, и на наши представления о роли и целях деятельности врача психотерапевта и психолога, занимающегося психотерапией, попробуем разграничить их сферы деятельности в рамках психофизиологии.

По Б.Д. Карвасарскому  - «врач, намечая процесс психотерапии, не может отказаться от клинического видения больного, которое реализуется в ряде плоскостей, отражающих длинник возникновения и проявления болезни: анамнез — клиническое состояние — диагноз — прогноз — терапия». «При таком понимании вся врачебная психотерапия уже клиническая по определению. Общими мишенями клинической (врачебной) психотерапии становится специфика внутренней картины болезни и механизмы симптомообразования».

В отличие от врача «психолог в своей психотерапии (это предположение подтверждается наблюдениями за их работой) меньше интересуется историей возникновения (происхождения) существующей патологии». Основная цель психолога показать для понимания состояния пациента не длинник протекавших процессов, а статус на настоящий момент времени. Так, размышляя над психотерапией психолога, проф. Карвасарский упоминает, что: «Его видение пациента, скорее, охватывает поперечник проявления всех возможностей человека на имеющемся уровне психического и физического здоровья. Возможными мишенями работы психолога становятся механизмы воспроизводства проблем в различных плоскостях функционирования личности, вопросы реализации человеческих возможностей», и мы ещё добавим дефиницию времени  - делать это «здесь и сейчас», что позволит с течением времени набирать «точные срезы», создавать «фотоисторию» и этим подтверждать врачебную модель (прогноз) развития состояния пациента.

В случае работы специалиста психолога или врача-психотерапевта в рамках психофизиологической модальности со спортсменами и при условии, как контроля и оптимизации функционального состояния, так и при выявлении и коррекции  дезадаптационного состояния, имеют равнозначное место и модель длинникового врачебного психофизиологического взаимодействия со спортсменом на основе клинического мышления, и ситуационная социально-психологическая модель, основанная на актуальном психофизиологическом состоянии спортсмена через преломление его личностных особенностей.

Также важно понять специалистам, взаимодействующим со спортсменом для повышения его профессиональной результативности, что наиболее близко из биологических наук и отраслей знания о человеке, а может быть, и непосредственно к профессиональной деятельности спортсмена примыкает биомеханика (за исключением интеллектуальных сложнокоординационных видов спорта, таких как шашки и щахматы, где правит бал психофизиология). Исследование метаболических процессов, включающих иммунные, биохимические, гормональные и др. механизмы регуляции гомеостаза организма, требует уже более детального обоснования под каждый вид спорта и, в отличие от биомеханики, является не ситуационным, а анализируемым во времени. Метаболические процессы сами контролируются за счет нейрогуморальных и психофизиологических процессов адаптации организма человека к изменяющимся факторам внешней среды, условиям его функционирования и видам деятельности. Именно способность спортсмена  адаптироваться ко все возрастающим нагрузкам во время тренировочного процесса позволяет подготовить организм спортсмена к, по сути, запредельным нагрузкам для обычного человека во время соревнований.  Процессы адаптации и дезадаптаци, в основе которых лежат нейрогуморальные и психофизиологические механизмы, становятся областью изучения спортивной психофизиологии. Итак, адаптированный к соревновательным нагрузкам спортсмен имеет оптимальное функциональное состояние, в котором он без опасности травмироваться может добиться высоких уровней профессионального мастерства. А в случае срыва психофизиологических и нейрорегуляторных процессов спортсмен оказывается в  дезадаптационном состоянии, через метаболические и биомеханические процессы, ведущему при сохранении прежних психофизических нагрузок к травмам и болезням.

Согласование биомеханических и метаболических процессов в рамках гармонической адаптирующейся модели спортсмена в любых видах спорта через преломление психофизиологического и нейрогуморального механизмов управления его адаптацией есть основа развития профессионального спортивного мастерства.

Возвращаясь к дефиниции функциональной оптимальности, важно выделить и описать оптимальное функциональное состояние (ОФС) спортсмена, в котором наиболее полноценно проявляются его способности и навыки, направленные на высокое спортивное достижение. И если мы представим ОФС, как некий ареал, то в нем возможно определить точку максимального функционального состояния (МФС) и не всегда (гипотетически) в центре психофизиологических параметров, края которых определяются границей ОФС. Вполне возможно, что именно удержаться на пике МФС - это как раз и есть «достичь пика формы» в спорте, а значит, определение индивидуальных психофизиологических параметров МФС спортсмена позволит индивидуально моделировать тренировочный процесс, направленный на пик формы. Эти размышления относятся в большей степени к научно-методическому обеспечению спорта.

Также важно и то,  как долго спортсмен может находиться в ОФС в течение своей спортивной карьеры, сколько раз можно достичь МФС в год или в 4 года, готовясь к Олимпийским играм, что бы потом не скатится со своего пика формы за пределы ОФС. Это более похоже на процессы адаптации спортсмена в рамках своего ОФС в ответ на любые изменения в системе «спортсмен - тренировочный и соревновательный процесс - внешняя среда - внутренняя среда-спортсмен». В случае же выхода спортсмена за пределы ОФС, что стоит еще доказать, существует определенное пространство покоя, проскочив которое, можно оказаться в неравномерном в своих границах кольце дезадаптационных процессов, соответственно ведущих через кольцо дезадаптационных состояний к субклиническим и клиническим проявлениям болезней и спортивных травм. Психофизиологические корреляты процессов адаптации и дезадаптации, позволившие бы описать эти процессы в отношении спортсменов высшего спортивного мастерства, могут стать и показателями эффективности проводимых реабилитационных мероприятий в случае выведения спортсмена из дезадаптационных состояний и болезни. Последнее в большей степени относится к медико-биологическому обеспечению ССКР.

Пока в этой статье мы не рассматриваем план психофизиологического обеспечения спортсменов ССКРФ, методологические основы и механизмы изучения ОФС, процессы оптимизации функционального состояния спортсменов и реабилитации при дезадаптационных состояниях.

Нами в настоящей работе подробно не поднимался вопрос формирования подготовки специалистов для нужд спортивной психологии и психофизиологии с созданием специальных форм и методов обучения.

Стоит отметить, что поскольку в настоящее время не существует учреждений, занимающихся подготовкой специалистов по психофизиологии для нужд спорта, требуется сформировать соответствующий учебный курс. В настоящее время рассматривается возможность создания курсов «Клиническая психология» и «Медицинская психофизиология» на базе Федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства» (ФГОУ ДПО «ИПК ФМБА России»).

Так же нами пока не ставится задача показать особенности психофизиологического обеспечения и работ  спортивных психологов с учетом полового диморфизма, возрастных различий спортсменов, в зависимости от группы и вида спорта, в условиях решения специальных задач паралимпийских сборных команд и спортивной федерации для лиц с нарушениями интеллекта, где особое значение приобретает знание специалистом психофизиологом или спортивным психологом вопросов клинической психологии и психиатрии.

Для понимания процессов взаимодействия и разграничения полномочий между спортивной психологией и психофизиологическим обеспечением спорта высших достижений важно продолжить рассмотрение этого вопроса во всех его деталях.

 

Список информационных источников.

  1. http://minstm.gov.ru/ministry/
  2. Алексеев А.В. Преодолей себя! // М.: Физкультура и Спорт, 2003. – 280 с.
  3. Андрианова О.А. Технико-тактическая подготовка керлингисток на этапе начальной спортивной специализации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Малаховка – 2009.
  4. Блейер А.Н. Основы психофизиологии экстремальной деятельности. // М.: ООО «Анита Пресс», 2006.
  5. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. // М.: Советский спорт, 2010. – 160 с.
  6. Ильин Е.П. Зависимость точности движений от их амплитуды. Физиол. Журнал СССР им. Сеченова, 1966, т. 52, №5, 498-503.
  7. Иссурин В.Б. Биомеханика гребли на байдарках и каноэ. Под ред. В.М. Зациорского // М.: Физкультура и спорт, 1986. – 112 с.
  8. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. // М.: Московский психолого-социальный институт, Изд. “Флинта” 2001.- 400 с.
  9. Новиков М.А. Психологические аспекты подбора спортивных групп. Сб. «На веслах». // М.: ФиС, 1967, 25-42.
  10. Новиков М.А. Самсонов Е.Б. Некоторые принципы комплектования экипажей в академической гребле. Сб. «На веслах». // М.: ФиС, 1970, 21-29.
  11. Сивицкий В.Г. Особенности психологического сопровождения в спорте высших достижений // Минск. Актуальные проблемы физической культуры и спорта. – 2008, №15, 85-93.
  12. Усков В.А. Методология исследования психологической и педагогической деятельности в спорте: учебно-методическое пособие. // М.: МГПУ, 2010. – 192 с.
  13. Юрасов Л.В. Оценка состояния готовности спортсмена по показателям устойчивости управления тонкими двигательными двигательными координациями в выработанном контрольном двигательном навыке. // М.: Сб. «Материалы итоговой научной сессии ВНИИФК за 1966 г.», 1967, 186-189.
  14. Юрасов Л.В., Иноземцев В.И. Диагностика состояния готовности спортсменоа к соревнованиям. // М.: Сб. «Материалы итоговой научной сессии ВНИИФК за 1969 г.», 1970, 194-230.