gototopgototop

joomla 1.5

  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Печать

ЖЕНЩИНЫ В ПАРАЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ, ШТРИХИ К "ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ"

РОССИЯ, Москва, ФГУ «ЦСМ ФМБА России»

В 1947 году по инициативе невролога Людвига Гуттмана в Сток Мандевилле прошли первые спортивные игры колясочников, которые быстро приобрели популярность и в настоящее время известны как Паралимпийские игры. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. С тех пор успехи наших соотечественников с ограниченными возможностями непрерывно растут, восхищая и удивляя общественность. Более 15 лет существует в России Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и федерация физической культуры и спорта инвалидов России. Сегодня в России функционируют более 1200 спортивных организаций, которые развивают спорт для людей с ограниченными возможностями.

Общее число занимающихся паралимпийским спортом за последние четыре года возросло в два раза и в настоящее время составляет свыше 200 тысяч человек. Однако в России только официально зарегистрировано более 10 миллионов инвалидов и для очень многих проблемы социальной реабилитации и адаптации могли быть решены средствами физкультуры и спорта. По меньшей мере, половина из них – женщины.

"Лично для меня Паралимпийские игры сделали очень многое — они фактически вернули меня к жизни. Уверена, что Паралимпийские игры в Сочи станут таким же мощным стимулом для всей нашей страны", — было произнесено Олесей Владыкиной, обладательницей мирового рекорда на дистанции 100 м брассом, чемпионкой Паралимпийских игр 2008 года, после получения диплома посла Олимпиады в Сочи.

"Паралимпийское движение важно как для вашей страны, так и для остального мира, в том числе западного, - заявил на встрече с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Козаком сэр Филипп Крейвен, президент международного Паралимпийского комитета. - Западный мир не продвинулся в этом плане так далеко, как полагает. Уверен, что Россия могла бы сделать очень много для того, чтобы занять первое место в авангарде мирового паралимпийского движения".

В данных условиях личность спортсмена-паралимпийца, его мотивация, волевые качества, «психологический профиль» в целом неизбежно оказывается в центре внимания и исследование этого психосоциального феномена становится особенно актуальным.

Сотрудниками отдела спортивной психологии ЦСМ ФМБА России проводятся комплексные исследования в целях совершенствования психофизиологического обеспечения спорта высших достижений. Предложенный фрагмент некоторых наблюдений относится к изучению психологической сферы инвалидов-женщин в контексте их отношения к занятию спортом.

В ходе проработки теоретических источников были обнаружены противоречия, которые пока не были решены. И одно из противоречий напрямую связано с темой данного исследования – изучением особенностей спортсменок с ограниченными возможностями, спортсменок-параолимпийцев. В спортивной психологии зафиксированы примеры работы профессиональных психологов с обычными спортсменами без физических или сенсорных дефектов.  При этом о сведения о работе психолога с Параолимпийской сборной России практически отсутствуют (исключение – участие психолога в процессе УМО и для решения экспертных вопросов степени инвалидности). Считается, что занятия спортом для человека с ограниченными возможностями сами по себе являются некоей психологический помощью, поэтому к работе с данной категорией спортсменов психологи привлекаются редко. В связи с этим существует ещё одна проблема – отсутствие психологического портрета спортсмена с ограниченными возможностями. Характеристики, представленные в доступных литературных источниках, касаются исключительно «здоровых» спортсменов. Очевидно, тем не менее, что спортсмены, а тем более, спортсменки параолимпийцы обладают своими специфическими особенностями, зависящими как от характера дефекта, так и от вида спорта.

Для проведения исследования были взяты две группы по двадцать молодых женщин в возрасте от 18 до 30 лет (табл.6). Критериями, по которым были отобраны испытуемые, является инвалидность 1-ой группы, а именно нарушение опорно-двигательного аппарата, а также профессиональное занятие спортом для экспериментальной группы и не вовлеченность в профессиональный спорт для контрольной группы.

Таблица 6. Общая характеристика выборки исследования.

Группа

Кол-во

Возраст

Пол

Заболевание по инвалидности

Вид деятельности

1.Экспериментальная группа

20

18-27

Женский

Нарушение опорно-двигательного аппарата, 1-ая группа инвалидности

Спортсмены-параолимпийцы, члены сборных команд по волейболу и баскетболу

2. Контрольная группа

20

18-30

Женский

Нарушение опорно-двигательного аппарата, 1-ая группа инвалидности

не занимающиеся спортом

Сбор материалов для данного исследования проводился с января 2011 по март 2011 года. Проведение психологического исследования спортсменок с ограниченными возможностями проводился на учебно-тренировочной базе сборных команд в кабинете психолога, а также при прохождении спортсменами медицинского обследования на базе ФГУ Федерального Бюро Медико-Социальной экспертизы. Проведение психологического исследования девушек с ограниченными возможностями проводилось на базе Всероссийского центра Реабилитации Инвалидов и Благотворительного центра Активной Реабилитации Инвалидов «Преодоление». Были использованы: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)  и диагностики стиля межличностных отношений (ДМО) в адаптации Л.Н Собчик, оценка уровня самоактуализации личности по А. Маслоу (САМОАЛ), Теппинг-тест Е.П. Ильина и статическая кистевая динамометрия, а также беседа и наблюдение. Статистическая обработка результатов проводилась с применением пакета программ Statistica 8.0 и Еxcel.

По результатам СМИЛ отмечено, что у спортсменок с ограниченными возможностями наблюдаются высокие показатели по 8-ой шкале (62). Данная шкала «индивидуалистичности» выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления. Высокие показатели по 6-ой шкале (61), шкале «ригидности», могут свидетельствовать об устойчивости интересов, упорстве в отстаивании собственного мнения и активности позиции.

Результаты, показанные по 7-ой шкале (57), шкале «тревожности», можно расценить как неуверенность в себе испытуемых данной группы, а также подавленность средовыми воздействиями.  По результатам 9-ой шкалы (57), шкалы «оптимистичности», можно сделать выводы, что у испытуемых экспериментальной группы наблюдается высокий уровень жизнелюбия, высокая мотивация достижения. Низкие показатели по 1-ой шкале (51), шкале «сверхконтроля», могут свидетельствовать о низкой мотивации соответствия нормативным критериям в сфере физиологических функций своего организма. Показанные результаты по 3-ей шкале(53), шкале «эмоциональной лабильности», могут говорить о достаточно устойчивых эмоциях.

Результаты СМИЛ в контрольной группе показали, что у женщин с ограниченными возможностями, не занимающихся спортом наблюдаются высокие показатели по 1-ой шкале (64), шкале «сверхконтроля», что может свидетельствовать о наличии мотивационной направленности соответствовать нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций организма. Высокие показатели по 3-ей шкале (61), шкале «эмоциональной лабильности», могут свидетельствовать о неустойчивости эмоций, а также конфликтным сочетанием агрессивности и желанием нравится окружающим. Показанные высокие результаты по 2-ой шкале (64), шкале «пессимистичности», выявляют пассивную личностную позицию. Высокие показатели по 4-ой шкале (59), шкале «импульсивности», свидетельствовать о высокой поисковой активности, скорее всего направленной на выход из сложившейся непростой жизненной ситуации, связанной с приобретением инвалидности.  Показанные результаты по 0-ой (57) шкале, может свидетельствовать о интровертированности личности и пассивности личностной позиции.

Низкие показатели по 6-ой шкале (52), шкале «ригидности», могут говорить о том, что для женщин с ограниченными возможностями, не занимающихся спортом характерна астеничность установок, пассивность позиции, а также неустойчивость их интересов. Показанные результаты по 7-ой шкале (54), шкале «тревожности», могут свидетельствовать о неуверенности в себе и в окружающей его среде. Результаты 9-ой шкалы (53), шкалы «оптимистичности», могут говорить о неуверенности в себе, отсутствия позитивной самооценки а также о пассивности жизненной позиции.

В ходе проведенной обработки результатов с помощью U-критерия Манна-Уитни было выявлено, что у спортсменов с ограниченными возможностями и людей с ограниченными возможностями, не занимающихся спортом в личностном профиле присутствуют две общие для них шкалы. Первой из которых является 5-ая шкала, шкала «мужественности-женственности». Данный результат может свидетельствовать о наличии некой сложности в сексуальной межличностной адаптации. Второй характерной шкалой для обоих выборок является 0-ая шкала. Скорее всего, это связано с пережитой травмой, следствием которой стало приобретение инвалидности, вследствие чего у представителей обоих выборок могут наблюдаться интровертированность и обращенность в мир внутренних фантазий.

Значимые различия в результатах обеих выборок наблюдаются по 1-ой шкале, шкала «сверхконтроля», и 3-ей шкале, шкала «эмоциональной лабильности», причём более высокие результаты были получены у группы не занятых в спорте. Это означает, что женщины с ограниченными возможностями, не занимающиеся спортом, более эмоционально неустойчивы и больше желают соответствовать нормам общества в психологическом, социальном и физическом облике.

Такие различия могут быть обусловлены тем, что спортсменки с ограниченными возможностями смогли лучше адаптироваться к той травме, которая была ими получена, в то время как людям из второй группы это удалось сделать не так успешно. Вероятно, немаловажным фактором в этой ситуации стала  занятость экспериментальной группы спортом. Результаты исследования по методике диагностики межличностных отношений показали, что у спортсменок с ограниченными возможностями наблюдаются высокие показатели по VIII шкале (11), «ответственно-великодушный», что может свидетельствовать о сверхобязательности, гиперсоциальности установок и подчеркнутом альтруизме. Показанные результаты по VII шкале (7), «сотрудничающий-конвенциальный», могут свидетельствовать о стремлении к дружелюбным отношениям с окружающими. Результаты, показанные по V шкале (8,5), «покорно-застенчивый», могут свидетельствовать а таких чертах личности как скромность, склонность брать на себя чужие обязанности. Данные шкалы очень точно описывают взаимоотношения людей экспериментальной группы, причем не столько с их окружением, сколько внутри спортивной команды.

Однако стоит отметить, что по показаниям V шкалы (8), «покорно-застенчивый», а также по низким показателям I «властно-лидирующий» (5) и II «независимо-доминирующий» (5) шкалам можно сказать, что для группы спортсменов с ограниченными возможностями характерна покорность, отсутствие ярко выраженных лидерских качеств, а также отсутствие чувства превосходства над окружающими.

Контрольная группа показала следующие результаты. Высокие показатели по VI шкале (9,5), «зависимо-послушный», свидетельствовуют о сверхконформности и зависимости людей от мнения окружающих. По показателям III шкалы (8), «прямолинейный-агрессивный», можно сказать, что данной группе лиц характерна несдержанность, вспыльчивость и агрессивность. По показателям IV шкалы (7), «недоверчивый-скептический», можно сделать выводы, что людям с ограниченными возможностями не занимающихся спортом характерен скептицизм и неконформность. По показателям V шкалы (8,5), «покорный-застенчивый», лицам данной группы характерна покорность, повышенное чувство вины и самоуничижение.

Низкие показатели по I «властно-лидирующий» (5) и II «независимо-доминирующий» (4) шкалам можно сказать, что для женщин с ограниченными возможностями, не занимающихся спортом, также как и для спортсменок характерны качества подчинения и покорности и отсутствие чувства превосходства над другими.

При межгрупповом сравнении результатов исследуемых групп по U-критерию Манна-Уитни было выявлено, что у спортсменок с ограниченными возможностями и людей с ограниченными возможностями, не занимающихся спортом, в коммуникативном профиле присутствуют две общие для них шкалы. Схожие, практически идентичные данные, полученные по I (5) и V (8,5) шкалам, свидетельствуют о том, что для данных двух выборок характерна покорность, повышенное чувство вины и возможное, но редкое проявление самоуничижения.

В ходе исследования были выявлены 4 шкалы, показатели по которым в значительном мере различны (p≤0,05). К этим шкалам относятся VIII «ответственный-великодушный» (значимо выше у спортсменов) и III «прямолинейный-агрессивный», IV «недоверчивый-скептический», VI «зависимый-послушный» (значимо выше у контрольной группы) шкалы. Данные различия, скорее всего, связаны с тем, что лица экспериментальной группы более открыты к контактам, чем люди контрольной группы. Вследствие этого можно наблюдать различия по VIII «ответственный-великодушный» шкале, так как спортсменки находятся в тесном коллективе и привыкли помогать друг другу, а также брать на себя ответственность за общекомандный результат. С этим связана и разница по III «прямолинейный-агрессивный» шкале, так как в командных видах спорта сложно будет добиться результата, если ты будешь агрессивно настроен против членов твоей команды. Там, наоборот, будет приветствоваться, если член команды будет искренним и настроен на позитивный лад. Тоже самое касается и IV «недоверчивый-скептический стиль» шкалы, ведь команда не добьется положительного результата, если в команде будут присутствовать недовольство другими, подозрительность и недоверчивый модус отношений. Однако женщинам с ограниченными возможностями, не занимающимся спортом, присуще повышение значений по параметрам агрессии, скепсиса, недоверия.

Результаты исследования уровня самоактуализации личности по методике САМОАЛ у спортсменов с ограниченными возможностями обнаружили высокие показатели по многим шкалам, что также говорит и о высоком общем уровне самоактуализации, стремления к совершенствованию и достижению спортивных успехов.

Наиболее высокие значения были найдены по 2-ой шкале «ценностей» (94%),что может свидетельствовать о том, что члены данной группы разделяют такие ценности, как добро, истина, жизненность, порядок и самодостаточность.

По результатам 10-ой шкалы «контактность» (72%) можно сказать, что людям данной группы характерна предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми. По данным, полученным по 5-ой шкале «стремление к творчеству» (90%), можно сделать однозначный вывод, что спортсменам с ограниченными возможностями характерно стремление к творчеству. Результаты 4-ой шкале «потребность в познании» (79%) свидетельствуют о том, что лицам данной группы присущ интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей, а также жажда нового. По результатам 1-ой шкале «ориентация во времени» (80%) можно сделать выводы о том, что человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на "потом" и не застревает на прошлых неудачах.

Контрольная группа имеет не столь высокие показатели по шкалам, но у них также есть значения, позволяющие говорить о развитости нескольких параметров самоактуализации.

У людей с ограниченными возможностями, не занимающихся спортом, наблюдаются высокие показатели по 5-ой шкале «стремление к творчеству» (70%), что может свидетельствовать о творческом отношении к жизни. Показанные результаты по 2-ой шкале «ценностей» (69%) означают, что члены данной группы разделяют такие ценности, как добро, истина, жизненность, порядок и самодостаточность. Результаты 3-ей шкалы «взгляд на природу человека» (60%) могут свидетельствовать о недостаточном стремлении для искренних и гармоничных межличностных отношений, а также доброжелательности к окружающим.

Обнаруженные результаты по 4-ой шкале «потребности в познании» (60%) говорят о готовности к новым впечатлениям. Чуть ниже были обнаружены результаты 8-ой шкалы «самопонимание» (59%), что может свидетельствовать о затрудненном понимании людей данной группы самих себя, своих интересов, а также о подмене собственных вкусов и оценок внешними социальными стандартами. По результатам 9-ой шкалы «аутосимпатия» (59%) можно сказать, что лица контрольной группы часто тревожны и неуверенные в себе.

Межгрупповое сравнение согласно U-критерию Манна-Уитни выявило множество шкал, по которым результаты экспериментальной группы значимо выше показателей контрольной группы.

Оказалось, что у спортсменов с ограниченными возможностями по сравнению с теми, кто спортом не занимается  существуют значимые различия по 1-ой, 2-ой, 4-ой, 5-ой, 7-ой, 8-ой, 10-ой и 11-ой шкалам. Такое множественное различие говорит в первую очередь о том, что спортсмены с ограниченными возможностями, в отличие от людей с ограниченными возможностями, не занимающихся спортом, имеют бόльшую тенденцию к самоактуализации. Такие выводы можно сделать на основании значительной разницы в показателях по 1-ой шкале «ориентации во времени», 2-ой шкале «ценностей», 4-ой шкале «потребности в познании», 7-ой шкале «спонтанности». Спортсмены-параолимпийцы лучше понимают себя и свои потребности, больше стремятся к творчеству в различных сферах жизни и нацелены на познание нового. Они намного контактнее, открыты для общения, а также живут настоящим, тогда как люди с ограниченными возможностями, не занимающиеся спортом, менее нацелены на реализацию жизненных планов и личностное совершенствование. Вероятно, что спорт делает жизнь человека с группой инвалидности осмысленнее, придаёт целенаправленность действиям и усилиям, вместе с этим являясь площадкой для творчества, познания и общения.

При рассмотрении динамики показателей методики «Теппинг-тест» спортсменок-параолимпийцев отмечено, что у всех испытуемых ведущей была правая рука. У спортсменок с ограниченными возможностями наблюдается значительный рост по первым трем отрезкам на обеих руках, после чего происходит плавное снижение показателей левой руки, что соответствует нисходящему типу графика, и волнообразное снижение (с периодическими подъёмами) результатов правой руки, что является промежуточным типом графика.

Стоит также отметить, что показатели восьмого отрезка в обоих случаях больше, чем показанные на первых двух.  Это является положительным моментом, так как показывает, что тип нервной системы испытуемых экспериментальной группы находится между слабым и средне-слабым при явном тропизме к последнему. Анализируя результаты, обнаруженные в экспериментальной группе по методике «Динамометрия», можно отметить схожую картину показателей. Можно отметить, что максимальное показателей наблюдается на первых трех шкалам, причем и согласно этой методике далее идет плавное снижение показателей, вплоть до десятой шкалы. Ведущая правая несколько сильнее левой руки, но статистические различия в показателях обеих рук являются незначимыми.

Обобщив данные обеих методик, можно заключить, что тип нервной системы у спортсменок с ограниченными возможностями средне-слабый, работоспособность относительно устойчива вследствие привычки испытуемых к повышенным физическим нагрузкам. Спортсмены обладают свойством терпеливости и способны на мобилизацию сил, что особенно заметно по результатам теппинг-теста на правой руке.

Предполагалось, что схожие результаты будут и у контрольной группы, так как люди с ограниченными возможностями отличаются особым терпением и стойкостью в перенесении физических трудностей, они привыкли к труду, так как управление инвалидной коляской и выполнение упражнений по реабилитации требуют особых усилий. Тем не менее, результаты контрольной группы только частично схожи с результатами экспериментальной, хотя имеют и заметные различия.   Наблюдается рост показателей с 1-го по 3-ий отрезки, после чего наблюдается плавное снижение показателей, вплоть до 8-го отрезка.

Стоит отметить, что показатели 8-го отрезка меньше, чем показатели начального. Такой тип графика на обеих руках является нисходящим, и его показатели трактуются в сторону слабого типа нервной системы.

Анализируя результаты динамометрии, можно сказать, что максимальные показатели можно наблюдать на первых 5-6 шкалах, после чего идет плавное снижение результатов.

Проводя сравнительный анализ показателей испытуемых двух выборок, можно сказать что результаты, с одной стороны, весьма похожи: идет рост показателей на первых отрезках, а потом плавное снижение. Однако у спортсменок с ограниченными возможностями наблюдается особая характеристика, которая заключается в показателе работоспособности (показатели восьмого отрезка по теппинг-тесту больше, чем результаты показанные на первых двух отрезках). Эта характеристика отсутствует у контрольной группы, так как у них показатели по 8-му отрезку являются наименьшими из всех других. Это как раз свидетельствует о том, что у спортсменок с ограниченными возможностями работоспособность и выносливость выше, чем у людей из контрольной группы. Если обратиться к значимым различиям по методике теппинг-тест, то отрезки с 1 по 3  не имеют различий в показателях (обе выборки начинают «работу» примерно в одном темпе), но затем, с 4 по 8 отрезок различия становятся значимыми (p≤0,05), причём в группе спортсменов значения выше. Эти различия и позволяют нам судить об отличиях в типе нервной деятельности испытуемых обеих выборок: у спортсменок средне-слабый тип, а у женщин с группой инвалидности и не занятых в спорте – слабый. Возможно, что после получения травмы опорно-двигательного аппарата в спорт идут те, у кого тип нервной деятельности сильнее.

Сравнивая результаты, показанные  по методике «Динамометрия», можно сказать, что в обоих случаях наблюдаются высокие показатели по первым четырем шкалам, после чего идет плавное снижение. Значимые различия были обнаружены в пробах 2-5 и 9-10 на обеих руках, где результаты спортсменок выше (p≤0,05). Получается, что начало и окончание задания на силовую демонстрацию спортсмены проводят на более высоком уровне, чем испытуемые контрольной группы. Это показывает более высокую моторную концентрацию на задании и показатель приложения дополнительного усилия (аналогично феномену «второе дыхание») в конце выполнения задания, что также характеризует их нервную систему как более сильный тип.

Стоит отметить, что если рассматривать максимальные величины, показанные у двух выборок, то можно сказать что у спортсменок с ограниченными возможностями в обоих тестах показатели были выше. Это еще  раз подчёркивает, что работоспособность, выносливость и моторная тренированность у спортсменок с ограниченными возможностями выше, чем у молодых женщин с ограниченными возможностями, не занимающихся спортом.

Выводы исследования

  1. Спортсмены с ограниченными возможностями проявляют большее стремление к самоактуализации своей личности, по сравнению с группой людей с ограниченными возможностями, не занимающихся спортом.
  2. Выявлено, что спортсменкам с ограниченными возможностями характерен средне-слабый тип нервной системы, в то время как у контрольной группы был выявлен слабый тип нервной системы. Также было подтверждено, что лицам экспериментальной группы характерна большая выносливость и работоспособность по сравнению с контрольной группой.
  3. Для спортсменок с ограниченными возможностями наиболее характерен ответственно-великодушный стиль: им свойственна готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности, подчеркнутый альтруизм, стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой и дружелюбному отношению с окружающими. Для молодых женщин с ограниченными возможностями, не занимающихся спортом, характерен зависимо-послушный стиль межличностного общения: им свойственна полная зависимость от мнения окружающих, покорность, повышенное чувство вины а также недружелюбие и вспыльчивость по отношению к другим людям.
  4. Спортсменки с ограниченными возможностями являются более открытыми к общению, великодушными, уверенными в себе и своих способностях а также обладают более высоким уровнем целеустремленности по сравнению с группой людей с ограниченными возможностями, не занимающихся спортом. Таким образом, спорт не только дарит здоровье человеку и его близким, но и формирует характер и помогает в трудную минуту и реабилитироваться после серьезной физической травмы.

Литература

1.    Алексеев А.В Себя преодолеть! М.: ФиС, 1978.

2.    Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Физкультура и спорт ,1979

3.     Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности изд.: Психология в спорте. Омск. 1998.

4.    Белкин А.А Идеомоторная подготовка в спорте. М.: ФиС, 1978.

5.    Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А.Грузберга. Екатеринбург ЛИТУР, 2000.

6.    Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. М.: Физкультура и спорт .1984

7.    Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: ФиС, 1981.

8.    Генов  Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: ФиС, 1971)

9.    Гогуно Е.Н Психология физического воспитания в спорте. М.: ACADEMIA, 2000.

10.        Горбунов Г.Д Учитесь управлять собой. Л., 1976.

11.        Горбунов Г.Д Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1976.

12.        Градополов К.В. Бокс :Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1965

13.        Джамгаров Т.Т Лидерство в спорте. М.: ФиС, 1983.

14.        Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Просвещение, 1983.

15.        Ильин Е.П. Психомоторная организация процесса. Спб.: Питер, 2003.

16.        Ильин А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации: Сборник научных трудов молодых учёных и студентов РГАФК. - М.: Физкультура, образование и наука, 2000.

17.        Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

18.        Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М., 1978.

19.        Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М.: Изд-во МГУ, 1985.

20.        Крылов А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире: Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002.

21.        Куликов И.Н. Психофизиологическая оценка волевых усилий пловцов // Спорт, психофизиологическое развитие и генетика: Материалы всесоюзного симпозиума. М., 1976

22.        Лаптев Л.А., Лавров П.И., Левитан П.К. Управление тренированностью боксеров. М.: Физкультура и спорт.1973

23.        Лисянская Е.В. Методологические особенности психологии спорта // Вопросы психологии – 2005. –№14. – С. 19-23.

24.        Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. М.: Физкультура и спорт 1990.

25.        Мальчиков А.В. Социально психологические основы управления спортивной командой. – Смоленск: СГИФК, 1987.

26.        Матвеев Л.П. Спортсменам о спортивной форме. М.: ФиС, 1962.

27.        Мехреньгин А.М. Обусловленность «мягкого» и «жесткого» паса у волейболистов психофизиологическими факторами // Психофизиология спортивных и трудовых способностей. Л. 1974

28.        Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности. – Л., 1990

29.        Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена.

30.        Неверкович С.Д. Современный взгляд на спортивную психологию // Соционика, ментология и психология личности. – 2005. –№3. – С.24-29.

31.        Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Эксперементальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

32.        Озеров В.П Психомоторные способности человека. Дубна: Финикс, 2002.

33.        П.И Петяйкина Педагогически аспекты развития решительности: Автореф.дис. ... канд. наук. Л., 1978

34.        Пилоян Р.А Мотивация спортивной деятельности.

35.        Плахтиенко В.А Надежность в спорте. М.: ФиС, 1983.

36.        Попов А.Л. Особенности содержания психологических дисциплин физкультурных вузов: Сборник трудов ученых РГАФК. – М.: "Физкультура, образование и наука", 2000.

37.        Пуни А.Ц. Очерки о спортивной психологии. М.: ФиС, 1959.

38.        Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. М.: ФиС, 1969.

39.        Пуни А.Ц. Волевая подготовка в спорте. М.: ФиС, 1969.

40.        Родионов А. В Психология спортивного поединка. М.: ФиС, 1968.

41.        Рудик П.А. Психология: Учебник для студентов институтов физической культуры. – М.: 2002.

42.        Сафанов В.Г. Агрессия в спорте. Спб., 2003.

43.        Сеченов И.М. Избранные труды. М., 1952.

44.        Стамбулова Н.Б. Психологическая структура спортивной деятельности: Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002.

45.        Эйдман Е.В. и др. Структура волевых качеств по данным самооценки// Психологический журнал. 1990. №3

46.        Л.С. Солнцева Психомоторные способности спортсмена. М., 1979

47.        Столяренко Л.Д  Основы психологии. Ростов – на Дону. 1997.

48.        Сурков Е.Н Психомоторика спортсмена. М.: ФиС,1983.

49.        Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде // Сборник трудов ученых РГАФК. - М. - 2000

50.        Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998.

51.        Черникова О.А Соперничество, риск, самообладание в спорте. М.: ФиС, 1980.

52.        Чикова О.М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена: Учебное пособие для физкультурных институтов - Мн.: ИПП Госэкономплана РБ, 2004.

53.        Ярошенко М.Г История психологии. М.: Мысль. 1976.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Translate

EnglishFrenchGermanItalianRussianSpanish

Голосования

Нужен ли в спортивной команде психолог?

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Авторизация

Кто на сайте

Сейчас 32 гостей онлайн