gototopgototop

joomla 1.5

  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Печать

Новости на главной

Признаки стресса и способы формирования стрессоустойчивости у спортсменов-биатлонистов

Управление стрессом – это искусство душевного равновесия.

В переводе с английского языка стресс означает давление, нажим, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, положительные эмоции – эустресс (состояние человека, способного чувствовать вокруг себя наличие проблем и  в состоянии решить их). Впервые эти термины  ввел создатель концепции стресса -  канадский физиолог Ганс Селье. Автор показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности.

 

Распространяя представление о стрессе как об общем адаптационном синдроме на всю сферу жизнедеятельности

 

человека, Г. Селье сформулировал следующие положения:

-стресс - это не просто нервное напряжение;

-стресс не всегда результат повреждения;

-стресса не следует избегать (к тому же это невозможно).

Любая активность приводит в действие механизм стресса, который несет функцию адаптации к возникающей трудности, какой бы она ни была. Таким образом, стресс есть естественный и необходимый компонент любой деятельности, представляющий собой систему напряжений, которая возникает в результате взаимодействия мотивов деятельности, с одной стороны, и условий и средств деятельности, с другой. В. С. Мерлин пишет по этому поводу: ≪Когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он с необходимостью сталкивается с противодействием... В результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная ситуация. Состояние в трудной ситуации обозначается как нервно-психическое напряжение, или стресс...≫

 

Функциональное значение системы напряжений состоит в том, чтобы оказывать мобилизующее, усиливающее влияние на состав деятельности. Однако во многих случаях напряжение может вызывать фрустрацию и дезинтеграцию деятельности в этих случаях, по-видимому, следует говорить о напряженности.

 

В целом, стресс, это нормальное явление в здоровом организме, которое способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы. Во время стресса может увеличиваться уровень агрессии, внушаемости, нарушаться восприятие времени, а также могут изменяться динамические характеристики психических процессов.

Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют о биологической значимости событий, Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

Проблемы стресса и тревоги занимают особое место в практике подготовки, обучения и воспитания высококвалифицированных спортсменов-биатлонистов.

Основными источниками эмоциональных реакций являются: недостаток приспособительных возможностей, новизна, необычность, внезапность; интенсивная или избыточная мотивация; сложность выполняемой задачи (Н. И. Наенко, П. Фресс).

Эмоциональный стресс в условиях спортивных соревнований рассматривается в качестве функции двух основных факторов: величины потребности в достижении цели и субъективной оценки вероятности достижения цели.

Под стрессорами понимаются факторы внутренней и внешней среды, которые вызывают состояние напряжения, или стресса. В наиболее общей классификации можно выделить стрессоры неопределенности и значимости, подразделяемые, в свою очередь, на внутренние и внешние.

В условиях соревновательной деятельности эти типы стресс-факторов могут выражаться следующим образом.

 

Стрессоры внутренней неопределенности возникают тогда, когда биатлонист не обладает абсолютной уверенностью в том, что все внутренние механизмы, обеспечивающие спортивный результат, в нужный момент будут функционировать наиболее оптимально. Могут возникнуть колебания в спортивной технике, в проявлении

физических качеств, в функциональном состоянии, различного рода внутренние субъективные помехи.

 

Стрессоры внешней неопределенности возникают из-за неполной ясности в условиях соревновательной борьбы и непредсказуемости ее развития, тактики и спортивной формы соперников, а также партнеров, возможных помех внешнего, объективного характера.

 

Стрессоры внутренней значимости проявляются в опасениях возникновения субъективно неприятных переживаний в ходе спортивной борьбы или неудачного исхода, в боязни получения травм, опасности поражения, промаха при стрельбе.

 

Стрессоры внешней значимости могут явиться следствием возможности неосуществления целевых установок и установок престижа, материального ущерба или ущерба для командных интересов и интересов других людей.

 

Таким образом, стрессоры неопределенности связаны с характером деятельности и первичны по своей природе. Стрессоры значимости связаны с ответственностью предстоящей оценки результатов деятельности; стрессоры внутренней значимости при этом определяются характером внутренней субъективной оценки реализации индивидуально значимых мотивов личности; стрессоры внешней значимости определяются характером внешнего контроля и оценки индивидуально и социально значимых последствий соревновательного выступления.

 

Очевидно, что профессиональный спорт крайне стрессогенен. А успешность спортсмена во многом зависит от умения противостоять воздействию всевозможных стрессоров, т.е. стрессоустойчивости. В биатлоне особенно ярко проявляется эта способность спортсменов в качестве стрельбы на огневом рубеже. Отсюда и высокая роль фактора стрессоустойчивости у спортсмена-биатлониста.

Практика показывает, что любой спортсмен-профессионал, в том числе и биатлонист, как правило, готов встретиться и противостоять физиологическим стрессорам гораздо больше, чем психологическим.

Дело в том, что физиологические стрессоры очевидны, предсказуемы по действию и достаточно легко воспроизводимы. Поэтому правильно организуя тренировочный процесс можно в значительной степени повысить устойчивость организма спортсмена к их агрессивному воздействию. Именно с этой целью сборы профессиональных биатлонистов проводятся в разных климатических условиях, отличающихся по температуре, атмосферному давлению, концентрации кислорода в воздухе. Регулярные интенсивные и крайне тяжелые физические тренировки направлены на формирование устойчивости к физической нагрузке, болевым ощущениям, развитию умения быстро восстановить дыхание при переключении с бега на стрельбу и др.

Психологические стрессоры не всегда заметны на первый взгляд. Такие стрессоры действуют более индивидуально, можно даже сказать уникально то, что может служить стрессором для одного человека, на другого не окажет вообще никакого воздействия. Например, каждый спортсмен-биатлонист прекрасно ориентируясь в результатах проб крови на уровень лактата или биохимический анализ крови. Для некоторых спортсменов результаты  каждодневного анализа, могут служить также стрессом. Это связано с личной историей каждого спортсмена, в которой формировались его эмоционально-личностные особенности.

Постоянная смена мест проживания, удаленность от дома и близких людей, общение с ограниченным кругом людей во время длительных сборов создает психологическое напряжение. Но наиболее интенсивному воздействию психологических стрессоров спортсмен подвергается на соревнованиях: сильный противник стреляет рядом, множество скандирующих зрителей, ответственность и др.

В условиях соревновательного процесса многие ситуации могут оказаться стрессогенными в зависимости от отношения к ним спортсмена и его опыта. Однако при действии стрессогенных факторов у всех одинаково разовьются стадии стресса, но внешнее поведение может быть разным. Одни капитулируют перед трудностями, другие мобилизуют все свои физические и психические возможности, чтобы противостоять им.

Анализируя и решая те или другие задачи, спортсмен-биатлонист перерабатывает информацию и завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения - все это и составляет эмоциональную нагрузку. Если она превосходит возможности спортсмена при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят о психологической перегрузке спортсмена.

Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и др., а также в условиях  конфликтных ситуаций, в которых спортсмен-биатлонист длительное время не может удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Эмоциональный стресс включает целый комплекс состояний - от находящихся в пределах физиологических границ психоэмоционального напряжения, до находящихся на грани патологии или психологической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.

Функциональное состояние организма при стрессе несет угрозу физическому благополучию спортсмена-биатлониста и его психическому статусу. Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.

Конечно, профессионалы в области спорта обладают базовыми представлениями о формировании стресса и его негативном влиянии на результаты выступлений в спортивных состязаниях.

В то же время не всегда спортсмены способны вовремя осознать отсутствие  у себя необходимых навыков совладания со стрессом и обратиться к спортивному психологу для улучшения своей психологической подготовки.

По Моску физические вегетативные изменения при предстартовых состояниях заключаются в следующем:

-чувство неуверенности и сомнения в реализации отдельных спортивных умений;

-недостаточное умение восстанавливаться, вплоть до расстройства сна и бессонницы;

-отсюда: чувства усталости и недостаточной готовности к усилию (отсутствие энергии);

-чувство расстройства, вплоть до отвращения и временной депрессии;

-повышенная возбудимость как тенденция к некритическому восприятию чужого мнения об отдельных действиях, явное нарушение некоторых спортивных умений;

-изменение физиологических параметров: легкое головокружение, недостаточное и неверное дыхание, усиленное потоотделение, нарушение периферического кровообращения, расстройство пищеварения, сердцебиение и мышечные спазмы;

-раздражение и обострение отношений с тренером и товарищами по команде, вплоть до замкнутости, эгоцентризма и интровертированности;

-низкая допустимая нагрузка и неумение сознательно концентрироваться;

-с этим соединяется сильная моторная тревога и желание отвлечься;

-мысли направлены больше на последствия действий, соревнования («как я выиграю, проиграю»), а не на выполнение движений.

Выявлены также важные аффективно управляемые предстартовые действия, обусловленные изменениями в познавательно-мыслительной сфере, которые мешают достижению оптимальных спортивных результатов.

Признаками психологического стресса у спортсмена-биатлониста может быть:

  • неравномерное выступление (резкие скачки в результатах) на разных этапах соревнований,
  • ухудшение результатов выступлений при повышении статуса соревнований, когда на более ответственных соревнованиях спортсмен систематически выступает значительно хуже,
  • ухудшение скорости движения, точности стрельбы при приближении сильного, авторитетного противника.

При наличии подобных признаков спортсмену  правильно воспользоваться профессиональной психологической помощью.

Тренировка управления стрессом должна быть частью общей спортивной подготовки к соревнованию. Необходима определенная подготовка к управлению своих эмоций, нервной системы к стрессовым ситуациям на трассе.

Спортивный психолог поможет сформировать и развить навыки стрессоустойчивости, самоконтролю. Такая работа скорее выглядит как обучение, тренировка психики, а не лечение, как представляется зачастую спортсменами. Психологическая подготовка требует от спортсмена такого же усердного труда и дисциплины, как и тренировка спортивная.

В итоге психологической работы нервная система спортсмена будет реагировать на раздражение более сбалансированно, внутренне или внешне - не важно.

Внутреннее раздражение – это мысли, мешающие концентрации внимания.

Внешние раздражители: соперники, зрители-болельщики, не комфортные погодные или другие условия, которые также влияют и вносят дисбаланс в психику спортсмена-биатлониста.

Восстановление психологического баланса  после соревнований, снятие телесных зажимов (массажем, баней, бассейном, сном) - это то, что обычно применяют спортсмены практически в любых видах спорта. И, как правило, считают необходимым и достаточным  для восстановления сил. Наряду с физическим составляющим успеха современного спортсмена, таким же важным является и психическое состояние. Поэтому к вопросу восстановления необходимо подходить в комплексе. Коррекцию стресса необходимо проводить постоянно на всех его стадиях с использованием различных психотехник.

В процесс формирования стрессоустойчивости спортсмена-биатлониста входит: личностно-ориентированные, телесные, когнитивно-поведенческие и суггестивно-эмоциональные методы коррекции психических механизмов. Идеомоторные тренинги, самогипноз, релаксация, медитация также могут частично помочь восстановлению.

Спортивный психолог - это тот же тренер. Спортсмены должны понимать, что работа психолога в сборных – это не просто работа по оказанию психологической помощи, как многие привыкли думать - он тренирует спортсмена, только не физическую его подготовку, как тренер, а психику: обучает его определенным приемам психологической подготовки, повышает психо-физиологические ресурсы спортсмена. Я, честно говоря, считаю, что спортсмены и тренера совершают практически преступление, когда отказываются от использования спортивной психологии в своей деятельности. Ведь это огромный ресурс, который, несомненно, нужен в их работе. От некоторых спортсменов и тренеров часто можно услышать фразу: «раньше побеждали без всякой психологии». Но время меняется - и результаты, и скорострельность. Даже если посмотреть кадры из спортивной хроники любого вида спорта, то эти изменения легко заметны, не говоря уже о результатах соревнований. Например, Emil Svendsen из Норвегии сам решил, что ему необходимо отработать с психологом, несмотря на то, что стрельба у него была отличная. Результат - первое место в пасьюте на Чемпионате мира 2013 года. Конечно, нельзя говорить о том, что это полностью заслуга психолога. Но ведь в биатлоне, да и вообще в высших достижениях спорта все складывается по крупицам и долям секунд.

Часы уже отсчитывают время назад к началу Олимпиады в Сочи 2014 года.

Будьте готовы к стрессу.

 

Психолог сборных команд России.

ЦСМ ФМБА России.

Касаткин Павел.

 

Литература:

А. В. Алексеев. Метод объективной оценки навыков психической саморегуляции

Стресс и тревога в спорте: Международный сб. С 84 научных статей./Сост. Ю. Л.

Ханин. — М.: Физкультура и спорт, 1983.

Ч. Д. Спилбергер. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги.

Ю. К. Моску. Диагностическая система для оценки эмоциональной реактивности у спортсменов высокого класса.

Ю. Я. Киселев. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности.

Интересная статья? Поделись ей с другими: