gototopgototop

Автор: Касаткин Павел 27.07.2011

Печать

Мотивация в спорте

Хотелось поговорить о спортивной мотивации. Очень часто слышим у спортсмена, спортсменки нет мотивации, не хватает мотивации….

 

 

 

 

 

 

Что же такое мотивация вообще и в частности мотивация в баскетболе?

Мотив (от латинского слова  moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Мотивацию спортсмена, спортсменки можно определить как направление и интенсивность усилия достижения к цели. А  направление усилия означает, что спортсмен-баскетболист ищет определенные ситуации деятельности или стремиться к ним, или то, что определенные ситуации привлекают его.

Интенсивность усилия – характеризует степень усилий приложенных спортсменом в определенной ситуации деятельности ( тренировочной или соревновательной ).

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию спортсмена, самоусовершенствованию. Это важный мотив баскетболиста, который побуждает спортсмена много работать и развиваться.
По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость, риск. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у спортсмена, спортсменки мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности, к спорту. Талантливые тренеры, учителя, психологи умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам - спортсменам,  на возможность развиваться и совершенствоваться.
Какие встречаются проблемы?

Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, а также мотивация достижения в форме соревновательного процесса.

Ориентация на мотивацию, основанная на характерных особенностях:

Сущность мотивации можно понять только на основе взаимодействия всех факторов.
И особенно мотивации достижения и особенности личности.
Очень важна мотивация самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связана с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Спортсмен пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает спортсмена интенсивно работать и развиваться.

 

Рекомендации по созданию мотивации:

 

Мотивация происходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерных особенностей личности спортсмена-баскетболиста.
Следует учитывать существующие множество мотивов:

Следует изменить окружающие условия, чтобы повысить мотивацию.
Влияние тренера и психолога на мотивацию.
Изменение и устранение у спортсмена нежелательных мотивов так называемой негативной мотивации.
Мотив достижения цели — стремление достичь высоких результатов и мастерства в баскетболе; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в баскетболе зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Спортсмен с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает, тренеруется ради достижения поставленных целей. Мотивация достижения и поведение, которое направлено на высокие результаты даже у одного и того же спортсмена не всегда одинакова и зависит от ситуации.
Что же определяет уровень мотивации?
Выделяется следующие факторы:

Ориентация спортсмена-баскетболиста на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении задач, цели.
В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью.
Соревновательность  представляет собой удовольствие от соревнования, достижения успеха в соревновательных ситуациях. Соперничество представляет собой процесс, охватывающий ряд явлений и этапов.
Ориентация на победу представляет собой межличностное сравнение и стремление к победе в соревновании.
Цель – превзойти соперников.
Если спортсмен-баскетболист принимает решение участвовать в соревновании, то на него влияет ряд факторов:

Обратная связь, подкрепление, внутренняя мотивация.
Обратная связь необходима для того, чтобы спортсмен-баскетболист мог знать уровень своих достижений. Подкрепление необходимо насколько хорошо он, (она) выполняет действия.
Принципы подкрепления:

Недостатки наказания:

Необходим индивидуальный подход к каждому из игроков.
У спортсмена, спортсменки может закрепиться отрицательное поведение стереотипность.
Отметим виды подкреплений:

Можно вместо тренировки организовать соревновательную игру или отдых, совместный поход в кинотеатр, приглашение знаменитого спортсмена-баскетболиста…
На начальных этапах тренировок лучше подкреплять спортсмена чаще.
Выбор поведения для поощрения:


Касаткин Павел Николаевич

Родился 21 апреля 1965 года в Башкирии г. Салават.

Образование:
МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии.
МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра инженерной психологии, спецкурс: «Методы психологического воздействия».
Французская Международная Ассоциация Клинического Гипноза.
Сертификат "Advansed techniques: Ericsonian Hipnosis for Health and Healing". Betty Alice Erickson, M.S. Faculty. #017529

Опыт работы:
Практикующий психолог-консультант, гипнотерапевт, гипнолог.
Работа в психологической консультации, амбулаторном и стационарном отделении психиатрической клиники города Москвы.
Спортивный психолог СДЮШОР №22 БК «Глория»

Мы ВКонтакте: http://vkontakte.ru/id7751770

Источник: www.gloria-basket.ru