gototopgototop

joomla 1.5

  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Печать

Почему сотрудничество тренера и психолога бывает неэффективным?

К сожалению, неверие многих тренеров в возможности спортивной психологии вызвано их опытом неудачных попыток взаимодействия с психологами в прошлом.

Действительно, можно перечислить десятки случаев, когда тренер и психолог так и не смогли достичь поставленных целей. Но это же не повод исключать из подготовки такое мощное средство как психология! Умный человек всегда постарается извлечь урок из неудачи, проанализировать причины, чтобы не повторять ошибок вновь. А причин неэффективности работы связки “тренер-психолог-спортсмен-команда” может быть очень много, причем со стороны любого из участников. Кратко рассмотрим некоторые типичные ситуации.
Нередко психолога приглашают разрешить в сжатые сроки ситуацию, которая "созревала" давно. Но так уж устроена наша психика, что для разрешения большинства проблем требуется регулярное воздействие в течение определенного промежутка времени, порой достаточно продолжительного. Психолог не хирург - невозможно мгновенно удалить страх перед соперником (который в свою очередь закрепощает спортсмена-игрока)  , перед игрой ( выполнением сложного упражнения, травмой и т.п.) или сформировать уверенность в победе на соревнованиях, это задачи психологической подготовки тренировочного процесса, а не настройки на выступление. И когда психолог начинает это объяснять, то его порой обвиняют в непрофессионализме. Психику спортсмена-игрока в баскетбол необходимо готовить, тренировать также как и сам процесс тренировки в игру баскетбол.

Зачастую тренер считает себя и психологом, и родителем. Воспринимая психолога ревностно или как конкурента. Это большая ошибка, ведь психолог очень мощный помощник в достижении высоких результатов. Все мы с житейским опытом психологии, но только у профессионального психолога научный подход к работе с психикой человека.

В повседневной жизни, когда человек приходит к психологу, он обычно хочет изменений и старательно выполняет рекомендации специалиста. В спорте ситуация несколько иная - как правило, тренер приглашает психолога, чтобы тот воздействовал на спортсмена, который, возможно, не очень склонен к выполнению дополнительной работы и изменениям. А так как многие психотехники, используемые в спортивной психологии (например, аутотренинг или идеомоторная тренировка, ментальные упражнения, саморегуляция…..), основаны на активном участии самих спортсменов-игроков, которых при этом невозможно проконтролировать, то может возникнуть ситуация, когда работа психолога формально выполняется, а результата нет. То есть нужна абсолютная мотивация спортсменов-игроков.

Но, конечно, чаще всего причина неэффективной работы психолога со спортсменом или тренером заключается в личности самого психолога. И дело здесь совсем не в отсутствии или наличии профессионализма и опыта, хотя это тоже важный фактор успеха. Мы почему-то не удивляемся, что врач-акушер не может поставить пломбу в зуб, но совершенно искренне требуем универсальности от спортивного психолога. А ведь баскетбол это очень специфический особый вид спорта. Эта специфика проявляется уже на уровне даже младшего возраста спортсменов игры в баскетбол – это логическое реактивное принятие решения, агрессия, развитое периферическое зрение, целеустремленность, командная игра, и т.д..

Среди прочих возможных причин неэффективности работы психолога со спортсменами можно назвать неадаптированность методик к конкретному контингенту спортсменов-баскетболистов, непонимание психологом внутренней сущности конкретного вида спорта – баскетбола.

Эффективность подготовки команды определяется выступлением на соревнованиях, но даже самая совершенная подготовка не гарантирует победы. Именно непредсказуемость результатов игр и делает спортивные состязания по баскетболу всегда интересными как зрелище, поэтому поиски новых методов подготовки, тактики и стратегии соревновательного поведения, творческие находки и неудачи - это удел всех участников тренировочного процесса, в том числе и спортивного психолога.


Касаткин Павел Николаевич

Родился 21 апреля 1965 года в Башкирии г. Салават.

Образование:
МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии.
МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра инженерной психологии, спецкурс: «Методы психологического воздействия».
Французская Международная Ассоциация Клинического Гипноза.
Сертификат "Advansed techniques: Ericsonian Hipnosis for Health and Healing". Betty Alice Erickson, M.S. Faculty. #017529

Опыт работы:
Практикующий психолог-консультант, гипнотерапевт, гипнолог.
Работа в психологической консультации, амбулаторном и стационарном отделении психиатрической клиники города Москвы.
Спортивный психолог СДЮШОР №22 БК «Глория»

Мы ВКонтакте: http://vkontakte.ru/id7751770

Источник: www.gloria-basket.ru

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Translate

EnglishFrenchGermanItalianRussianSpanish

Голосования

Нужен ли в спортивной команде психолог?

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Авторизация

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн