gototopgototop

joomla 1.5

  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Печать

Керлинг в России и некоторые аспекты его психофизиологиического обеспечения.

РОССИЯ, Москва, ФГУ «ЦСМ ФМБА России»

Модернизация современных олимпийских игр предусматривает совершенствование содержания их программ на основе включения новых, в том числе, нетрадиционных для России, видов спорта. Особое место в ряду таких новаций занимает кёрлинг, который, будучи азартным, но не травматичным, доступным представителям любого пола и возраста видом спорта, может эффективно обеспечить развитие двигательно-координационных способностей, общей и силовой выносливости, точности и дифференцированности мышечных усилий. Кроме того, кёрлинг, как никакой другой вид спорта, интегрирует мыслительные процессы и ресурсы энергообеспечения человека.

Вместе с тем, как отмечают специалисты, у нас только приступают к изучению закономерностей процесса становления данного вида спорта, назрели насущные проблемы, связанные с изучением психофизиологических характеристик кёрлинга, значимо обуславливающих его развитие и культивацию на федеральном и региональном уровнях.

Родиной кёрлинга считают Шотландию, где был найден камень для игры с выбитой на нем датой, относящейся к 1511 г. В конце того же шестнадцатого века на картинах ранних голландских художников изображены крестьяне, играющие в кёрлинг. Не исключено, что на русском Севере поморы тоже были не чужды забаве позапускать камни по льду замерзших рек и озер, но исторических свидетельств тому нет.

В Россию кёрлинг начал проникать из-за границы в конце 19-го века с иностранными дипломатами и предпринимателями, но после революции он был забыт. В начале 30-х годов была предпринята попытка развития кёрлинга в СССР, однако официальной поддержки он не получил. В 1924 году на Зимних Олимпийских Играх в Шамони были проведены первые демонстрационные соревнования по кёрлингу, а в 1959 году был проведен первый чемпионат мира по керлингу среди мужчин, где чемпионами стала команда из Канады. Кстати, утверждают, что в Канаде число занимающихся кёрлингом превысило число играющих в хоккей. С тех пор чемпионаты мира стали проводиться регулярно. В 1992 году МОК принял решение о включении кёрлинга в программу Зимних Олимпиад в качестве официального вида. На Олимпиаде - 2002 впервые приняла участие женская сборная команда России под руководством О.А. Андриановой. Мировыми лидерами в этом виде спорта являются представители Канады, Шотландии, Швеции, Норвегии, Швейцарии – стран с сочетанием горного ландшафта и заснеженных северных широт. Нет необходимости доказывать кому бы то ни было, что по этим климато-географическим показателям Россия просто обязана занять господствующее положение в этом виде спорта.

Популярность в России кёрлинг начал приобретать в 1991 году, после создания Федерации кёрлинга, которая с 1992 года вошла в состав Мировой и Европейской федераций. Первым президентом ФКР был избран Задворнов Константин Юрьевич, инициатор развития кёрлинга и создания федерации, профессор, кандидат педагогических наук, мастер спорта России по кёрлингу, чемпион и обладатель Кубка страны, он являлся старшим тренером национальной сборной команды на чемпионатах Европы. В 2006 году президентом ФКР избрана Андрианова Ольга АлександровнаАндрианова Ольга Александровна, заслуженный тренер России, мастер спорта, старший тренер национальной и молодёжной женских сборных команд, старший тренер олимпийской женской сборной команды страны на XIX Зимних Олимпийских Играх - 2002. В настоящее время ФКР совместно с Санкт-Петербургской академией физической культуры им. П.Ф. Лесгафта реализует программу многоуровневой подготовки специалистов по кёрлингу по следующим формам обучения:

  1. Обучение в Академии в качестве студента на дневной или заочной форме обучения (с 1 по 4 курс или в магистратуре 5-6 курсы).
  2. Обучение в качестве аспиранта или соискателя.
  3. Получение второго высшего образования.
  4. Краткосрочное обучение в Центре повышения квалификации Академии (с выдачей диплома государственного образца).

Сборные страны по кёрлингу постоянно участвуют в международных соревнованиях, клубные команды ежегодно участвуют в чемпионатах страны, в розыгрышах Кубка страны, а также в этапах Кубка мира, добившись немалых успехов. О растущей популярности кёрлинга в России говорит и тот факт, что на страницах глянцевых журналов и на экранах телевизоров девушки из кёрлинга начали теснить чемпионок большого тенниса и художественной гимнастики. Начала складываться некая спортивная субкультура, свой язык, свои традиции. Вот, к примеру, некоторые положения из «кодекса кёрлера»:

  • Спортсмены-кёрлеры играют для выигрыша, но никогда для унижения своих соперников.
  • Истинный кёрлер предпочтёт скорее проиграть чем выиграть нечестно.
  • Каждая команда имеет свою форму, свой цвет, символ, свои ритуалы.
  • Хороший кёрлер никогда не попытается отвлечь соперника или как-нибудь помешать ему играть как можно лучше.
  • Ни один кёрлер не нарушит правила игры или какую-нибудь из традиций. Но если он неумышленно нарушит их и будет знать об этом, то он будет первым, кто сообщит об этом.
  • Истинный кёрлер – фанатик игры. Он готов с утра до вечера говорить о кёрлинге, о его популяризации и перспективах.
  • Кёрлер уверен, что не за горами тот день, когда все человечество вне зависимости от климатических или географических условий откроет для себя прелести этой действительно интересной игры.

Игра лишь на первый взгляд кажется простой, на самом деле разнообразие технических приемов и тактического рисунка делают ее зрелищной, непредсказуемой и очень увлекательной. Правила игры в своем современном виде сложились в основном уже к началу девятнадцатого века. Вкратце напомним их некоторые положения, т.к. они имеют значение для понимания психофизиологической стороны деятельности участников игры.

Площадка для кёрлинга  имеет вид ледового поля длиной 146 футов (44,5 м) и шириной 14 футов 2 дюйма (4,32 м). Требуемая температура льда — —15°C. Мишень, называемая «домом», имеет диаметр 12 футов (3,66 м). Камень весит 44 фунта (19,96 кг) и изготавливается только из гранита, добываемого на острове Эйлса-Крейг в Шотландии и Северном Уэльсе. По официальным правилам камень не может весить более чем 19.96 кг, или иметь длину окружности более чем 91.44 см, или высоту ниже чем 11.43 см.

В игре участвуют две команды. В составе команды четыре человека: Скип, вице-скип, второй и первый. Игра состоит из 10 независимых периодов, эндов (end).

В каждом энде команды по очереди выпускают по восемь камней. При розыгрыше камня игрок отталкивается от стартовой колодки и разгоняет по льду камень. При этом он пытается либо добиться остановки камня в определённом месте, либо выбить из зачётной зоны камни противников, в зависимости от текущей тактической цели. Другие игроки команды должны с помощью специальных щёток натирать (свиповать) лёд перед камнем, корректируя его движение. Свиповать разрешено не только свои камни, но и камни противника — чтобы добиться их выхода за штрафную заднюю линию игровой зоны. Однако это право спортсмены получают только тогда, когда камень соперника пересекает линию (teeline), которая проходит через центр «дома» и свиповать в этой зоне имеет право только один игрок команды. После разыгрыша камней производится подсчет очков в энде. Учитываются камни, находящиеся в доме. Та команда, чей камень ближе к центру, считается выигравшей энд и получает по одному очку за каждый камень, оказавшийся ближе к центру, чем ближайший к центру камень противника.

В первом энде порядок команд определяется жеребьевкой, в последующих - право последнего броска предоставляется проигравшей команде. Если в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды. Поэтому часто выгоднее «пробросить» последний камень в аут, вместо того, чтобы заработать только одно очко.

В соответствии с правилами игрок обязан отпустить ручку камня до того, как она пересечёт линию броска, иначе бросок не засчитывается и камень удаляют из игры. Способы броска делятся на три группы в зависимости от поставленной скипом задачи: забросить свой камень в «дом» либо выбить чужой камень, либо прикрыть свой камень, стоящий в доме, чтобы соперник в свою очередь не смог его выбить. Cоприкосновение с битой своей команды запрещено с первого по четвертый камень и при нарушении бита также удаляется из игры.

В среднем партия в керлинг занимает около двух с половиной часов. Победителя определяют по сумме очков во всех эндах. В случае равенства очков после десяти эндов, назначается дополнительный период - экстра-энд (extra end), победитель которого и становится победителем матча. Последний бросок в экстра-энде совершает команда, проигравшая десятый энд.

Отделу спортивной психологии Центра спортивной медицины ФМБА России посчастливилось принимать участие в психофизиологическом обеспечении женской и мужской сборных команд России  по кёрлингу в период нескольких тренировочных сборов, в том числе в период подготовки и участия в ответственных международных соревнованиях (XXV Всемирная зимняя универсиада, Эрзерум, 2010 г.).

Так во время психофизиологического обеспечения сборов женской сборной команды по кёрлингу в январе 2011 года отделом спортивной психологии ФГУ ЦСМ ФМБА России были проведены обследования основного состава взрослой и молодежных команд на стабилоплатформе «Стабилан-2» (8 спортсменов) и на программно-аппаратном комплексе с биологической обратной связью (БОС) «Реакор-Т» с использованием тренинга частоты сердечных сокращений и тренинга стрессоустойчивости с анализом кожно-гальванической реакции (КГР) (9 спортсменов). На аппаратуре с  БОС получены данные о механизмах изменения кожно-гальванической реакции в ответ на предъявляемые стрессорные стимулы. Отмечено у 3 спортсменов выраженное влияние дыхания на КГР, что позволяет построить гипотезу о стабилизации нервно-психических процессов этих спортсменов через подсознательно освоенные навыки успокоения дыхания и благоприятный эффект в случае коррекции психофизиологического состояния за счет дыхательных тренингов. Интересен тот факт, что у скипов женских команд наблюдались различные формы переработки стрессорных воздействий: 1) с вариантом самонаучения нивелирования психофизиологического ответа на стрессорное воздействие, 2) с успокоением за счет успокоения дыхания и 3) с переработкой психофизиологических эффектов стрессорных воздействий за счет обдумывания происходящего. Использование последнего способа нормализации психофизиологических реакций на стресс значительно снижало эффективность прохождения тренинга. Полученные факты навели нас на идею проведения сеансов обучения самогипнозу и саморелаксации спортсменов для выработки у них навыков преодоления эмоционально значимых ситуаций. Это осуществлялось во время УТС в УТЦ «Новогорск» в период с 5 по 12 января 2011г.

Работа психофизиологов с молодежной женской сборной по керлингу на XXV Всемирной зимней универсиаде в турецком Эрзеруме, где сборная России стала серебряным призером, позволила проанализировать, в том числе и в записи, 11 игр российской команды, познакомиться с разнообразными психологическими рисунками игр 20 сильнейших молодежных мужских и женских команд мира. Анализ игр позволил пока теоретически разделить процесс игры в кёрлинг на 6, с одной стороны, технических, но при ближайшем рассмотрении, психофизиологических, повторяющихся в определенной последовательности действий. 1. Подготовка к выпусканию камня. 2. Процесс выпускания камня. 3. Коррекция движения камня (свипование). 4. Обдумывание сложившейся ситуации в доме с предположением дальнейших действий (возможно и обсуждение). 5. Ожидание завершения действий со стороны противоположной команды (период, в который возможно проведение самогипноза и самонастройки, психологической взаимопомощи и взаимодействий игроков команды). 6. Обдумывание расстановки камней в доме, обсуждение (при необходимости), принятие решения и опять подготовка к броску. В этих процессах на первом плане выделяется сложно-координационная (1) двигательная, точно сориентированная и скоординированная в пространстве, времени и ситуации, 2) интеллектуально-психическая, 3) групповая) и анаэробная ациклическая (свипование) деятельности. Различные командные взаимодействия.

Во время универсиады проведено 21 обследование спортсменов и испытуемых контрольной группы на аппарате «Психофизиолог» с анализом вариабельности сердечного ритма (кардиоинтервалометрия по Боевскому). Полученные результаты указывали  на адаптацию спортсменов и лиц, их сопровождавших, к условиям среднегорья (1600-1700 м над уровнем моря) по сравнению с местными жителями соответствующего пола и возраста. Но и имевшуюся у спортсменов по сравнению с контрольной группой из лиц их сопровождавших усиление эрготропной (симпатической) и центральной регуляции психофизиологических процессов организма.

Интересные данные были получены психофизиологами нашего отдела на этапе отбора в мужскую сборную России по кёрлингу в марте 2011 г. Исследование проводилось в учебно-тренировочном центре УТЦ «Новогорск» по просьбе руководства сборной команды в целях оказания помощи в психофизиологическом отборе спортсменов и оптимизации их деятельности. Поставленные перед специалистами отдела задачи в условиях ограниченного времени определили объем и содержание исследований. Обследования же осуществлялись в свободное от тренировок время, в утренние и дневные часы, а также вечером и перед сном.

Исследовались 22 кандидата высшей спортивной квалификации. Как оказалось позднее, избранная батарея психологических и психофизиологических проб в дополнение к сложившемуся представлению о возможностях спортсменов опытных тренеров и врача сборной оказалась достаточно информативной и полезной.

Использовались: Индивидуально-типологический опросник ИТО Л.Н.Собчик, привлекательный в данной ситуации тем, что с его помощью оперативно определяются типологические особенности спортсмена, ведущие черты его характера. Для оценки статического и динамического равновесия спортсмена был использован компьютерный комплекс "Стабилограф" с БОС  – проба Ромберга и оптокинетический тест. Учитывая, что для достижения высоких результатов в кёрлинге требуется оперативное решение тактических задач, по сложности сравнимых с шахматными, была проведена оценка уровня развития зрительно-пространственного интеллекта с помощью прогрессивных матриц Равена.

Разница в выполнении спортсменами проб на «Стабилографе» и уровня развития интеллекта была незначительной, но, по экспертной оценке тренеров, эти показатели положительно коррелировали с их эффективностью и спортивной квалификацией. Причем результаты теста по Равену в целом по команде выявили интеллект выше среднего, а в ряде случаев (6 спортсменов) – особо высокий интеллект. Следует отметить также, что практически все обследованные спортсмены имеют высшее образование или являются аспирантами и студентами ВУЗов.

Показатели выполнения психофизиологических проб помогали тренерам принимать непростые решения при выборе между кандидатами в сборную наиболее перспективного игрока, аргументировано обосновать такой выбор, а также учесть индивидуальные особенности спортсмена для его дальнейшей подготовки.

Результаты выполнения индивидуально-типологического теста (ИТО) заслуживают более подробного описания. Из обследуемых кандидатов 8 спортсменов имели крайне высокие, избыточно выраженные показатели шкал (тревожности – 2 спортсмена; ригидности – 1; интроверсии – 1;  лабильности – 4). Данное обстоятельство, свидетельствующее об эмоциональной напряженности, в конкретной ситуации решения вопроса о зачислении в сборную команду страны психологически вполне объяснимо; на эту тему можно и еще порассуждать. Например, отсутствие избыточного эмоционального напряжения в одном случае может быть обусловлено просто повышенной стрессоустойчивостью, в другом – абсолютной уверенностью в своих силах или, у третьего, напротив, пониманием, что для сборной страны он еще «не дорос». Все кандидаты имели признаки акцентуации характера, где преобладали шкалы: экстраверсии – 14 спортсменов, сенситивности – 8 спортсменов. Эти шкалы в некоторых случаях сочетались между собой и со шкалами: спонтанности – 3 спортсмена, стеничности – 1 спортсмен. Таким образом, мы получили усредненный психологический портрет мужской сборной России по кёрлингу. Типичным представителем кёрлинга высших достижений получился высоко интеллектуальный координированный спортсмен с выраженными чертами чувствительного экстраверта или иначе - сенситивный экстравертированный интеллектуал с хорошей координацией движений (Рис. 1). Образ получился привлекательным, но несколько богемным, сродни яхтсмену или игроку в гольф. Является ли этот психологический тип игрока в кёрлинг окончательным или наиболее результативным, покажет время, но на сегодняшний день он таков.

Рис. 1

ГУ ЦСМ ФМБА России. Результаты теста.

"Индивидуально-типологический опросник (ИТО)"

Дата тестирования: 25 марта 2011 г.

Интерпретация: Лидерский стиль межличностного поведения: самостоятельность в принятии решений, предприимчивость и стремление быть ведущим, а не ведомым. Коммуникативный стиль межличностного поведения: склонность к широким социальным контактам и коммуникабельность в сочетании с изменчивостью настроения и мотивационной неустойчивостью. Признаки инфантилизма (комментарий врача команды по поводу этих признаков: «так ведь они же до старости дети»).

Результаты проведенных мероприятий в рамках психофизиологического обеспечения спортсменов Федерации кёрлинга России были доложены на экспертном совете Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ 27 апреля 2011 г.(Таб.1)

Проведенные исследования приводят нас к выводам, которые, впрочем, требовалось бы сформулировать как задачи для дальнейшего психофизиологического изучения кёрлинга: о необходимости создания модельных психофизиологических характеристик спортсменов, наиболее существенно отражавших бы профессионализм игроков и прогнозировавших бы эффективность их выступления на соревнованиях различного уровня.

Дата

Мероприятие

Объем проведенных обследований и коррекций

Результаты, выводы, следующие задачи

05 -12.01.2011

Психофизиологическое ЭКО в рамках УТС в УТЦ «Новогорск», женская сборная

Стабилометрия (8), анализ стрессоустойчивости (КГР) и ЧСС с БОС (9), 3 сеанса обучения самогипнозу и саморелаксации.

Получены достоверные данные о различии механизмов отреагирования на стрессорные воздействия у членов команды.

24.01 -06.02.2011

XXV Всемирная зимняя универсиада 2011 года, г. Эрзерум

Видеозапись 10 игр, кардиоинтервалометрия по Боевскому (21 обследование), 3 дыхательных тренинга.

Анализ игр позволил выделить 6 психофизиологически очерченных  действий спортсменов. Определена значимость коррекции эрготропных и центральных механизмов регуляции психофизиологического состояния и биомеханико-психофизиологического контроля и коррекции процессов игры.

24 -27.03.2011

Психофизиологическое ЭКО в рамках УТС в УТЦ «Новогорск», мужская сборная

22 спортсмена: стабилометрия (проба Ромберга и оптокинетический тест), индивидуально-типологический опросник, тест Равена (уровень развития зрительно-пространственной координации).

На основании результатов ИТО (Л.Н.Собчик) построены психологические портреты спортсменов, что в совокупности с данными психофизиологических обследований предоставило тренерам объективную информацию для решения об отборе спортсменов в сборную команду.

Список литературы:

  1. Андрианова О.А. Технико-тактическая подготовка керлингисток на этапе начальной спортивной специализации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Малаховка – 2009.
  2. Задворнов К.Ю. Кёрлинг. Стратегия и тактика игры: лекция/ К.Ю. Задворнов СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. 32 с.
  3. Задворнов К. Ю. Требования к индивидуальной подготовленности спортсменов в кёрлинге: лекция/ К.Ю. Задворнов СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. 59 с.
  4. Задворнов К.Ю. Теоретические основы индивидуальной подготовки спортсменов в спортивной игре в кёрлинг./ К.Ю. Задворнов СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. 8-20.
  5. Задворнов К. Ю. Исследование процесса становления новых (нетрадиционных) видов спорта/ К.Ю. Задворнов Теория и практика физической культуры.- 1999.-Хо 12.-С. 17-22.
  6. Задворнов К.Ю., Мельников Д.С. Кёрлинг. Правила игры./ К.Ю. Задворнов, Д.С. Мельников- СПб., 2001. 81 с.
  7. Задворнов К.Ю., Некрасова ЯЛ. К вопросу контроля подготовленности игровиков в спортивной игре в кёрлинг. К.Ю.Задворнов, ЯЛ. Некрасова.
  8. Задворнов К. Ю., Кожемякин К.А. Формирование организационнометодических основ подготовки спортсменов и специалистов в новых нетрадиционных видах спорта: сб. научн. работ/ К.Ю.Задворнов, К.А. Кожемякин// Актуальные проблемы организации и методики подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Под ред. К. Ю. Задворнова и И. Дорохова. М.: Теория и практика физической культуры.- 2000.- 51 54.
  9. Ильин А. Б. Оценка личности и соревновательной готовности спортсменов разной специализации и квалификации (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств): автореф. дис. канд. пед. наук,/ А. Б.Ильин М., 2002. 24 с.
  10. Кожемякин К.А. Базисное организационно-методическое обеспечение занятий кёрлингом с учетом приоритетных интересов и двигательных потребностей у молодёжи 17-25 лет: Автореферат на соискания кандидатской диссертации. СПб. – 2007.
  11. Мельников Д. С, Некрасова Я. А., Задворнов К. Ю. Актуальные проблемы организации и методики подготовки спортсменов в игровых видах спорта: сборник научных работ Теория и практика физической культуры. М., 2000.
  12. 11-15 Мельников Д. Физиологическая характеристика спортивной игры в кёрлинг. Дисс. на соискание уч. степени канд. биол. наук. СПб., 1998. 10-14 с.
  13. Кёрлинг. Правила игры. - ФКР., М. - 2002.
  14. Некрасова Я. А., Задворнов К. Ю. Актуальные проблемы организации и методики подготовки спортсменов в новых видах спорта: сборник научных работ Теория и практика физической культуры. М., 2000 37-44.
  15. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: (Учебное пособие Ред. сост. Д. Я. Райгородский). Самара, 2002. 667 с.
  16. Практическая психология в тестах Сост. Р. Римская, Римский. -М., 2001.-393 с.
  17. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1959.-306 с.
  18. Рудик П. А. Психология: Учебник для техникумов физкультуры. М., 1967. 49-54.
  19. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: «Речь», 2005. – 625 с.
  20. Структура и содержание деятельности Федерации кёрлинга России. М. -1999.
  21. Фетисов В. А. Массовое физическое воспитание и детско- юношеский спорт: проблемы модернизации. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, №1,2003. 2 4.
  22. Энциклопедия психологических тестов. М., 2000. 358 с.
  23. Яхонтов Е. Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций СПб: СПб ГАФК им. Лесгафта, 2002 151 с.
  24. Danieli Otto. Curling, Teamaufbau, Training, Taktik, Technik curling Eigenverlag. Munchen-Zurich., 1987.
  25. Lucowich E., Hacker A., Lang R. Curling to win. Can., 1986. 53 p. Parsons Т., Shils E. A. Values, Motives and Systems of Action Toward a General Theory of Action. N.Y.,1962, p. 202-203. 143.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Translate

EnglishFrenchGermanItalianRussianSpanish

Голосования

Нужен ли в спортивной команде психолог?

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Авторизация

Кто на сайте

Сейчас 4 гостей онлайн