Автор: Кирсанова Л.В., Рудовский А.А. 30.05.2011
Опыт комплексного психофизиологического обследования женской молодежной сборной команды Российской Федерации по хоккею с шайбой
Кирсанова Л.В., Рудовский А.А.
РОССИЯ, Москва, ФГУ «ЦСМ ФМБА России»
Федерации хоккея России, констатируя, что приоритетной задачей в рамках подготовки юношеской женской сборной команды по хоккею с шайбой Российской Федерации к предстоящему чемпионату мира является текущая оценка психофизиологического состояния игроков команды, согласовало с руководством ФМБА России участие Научной мобильной группы отдела спортивной психологии ФГУ «Центр спортивной медицины ФМБА России» о проведении комплексного обследования.
Опыт психофизиологического исследования на модели юношеской сборной команды России по футболу показал, что в сжатые сроки УМО можно решить лишь ограниченный, недостаточный объем задач по психофизиологическому обеспечению подготовки спортсменов. Нередки случаи, когда спортсмену навязывают программу подготовки, не соответствующую его индивидуальным особенностям. Так, общекомандная нагрузка в спортивных играх, составленная с соблюдением основных методических требований, не обеспечивает оптимальной структуры ее компонентов для каждого спортсмена в отдельности. Это приводит к тому, что динамика показателей, отражающих состояние различных систем организма и уровень подготовленности игроков, в ответ на одинаковую нагрузку у них отличается [М.М. Шестаков, 1999]. Поэтому в период учебно-тренировочных сборов сборной команды в УТЦ «Новогорск» с 11 по 27 марта 2011 года было предусмотрено нахождение специалистов отдела спортивной психологии ФГУ ЦСМ ФМБА России (руководитель – С.В.Нурисламов), согласно расписания проведения психодиагностических исследований. С учетом проведения ряда исследований в вечернее и раннее утреннее время было обеспечено проживание специалистов в УТЦ «Новогорск».
Работа отдела заключалась в проведении психофизиологического тестирования, оперативной коррекции имеющихся отклонений и мероприятий по созданию необходимого психологического климата в сборной команде. В диагностическую программу были включены следующие методы. Индивидуально-типологический опросник ИТО Л.Н.Собчик, привлекательный тем, что с его помощью оперативно определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. По результатам обследования определяется, насколько уравновешенным является спортсмен, имеется ли акцентуация характера, насколько он адаптирован или дезадаптирован. Сочетание ведущих показатей по нескольким шкалам дали психологические портреты личности спортсмена. Проведена вариационная динамометрия с использованием динамометра кистевого на базе программы «НС-Психотест», проективная методика «Несуществующее животное», для оценки статического и динамического равновесия спортсмена использован компьютерный комплекс "Стабилограф" с биообратной связью. Было проведено также психодиагностическое обследование спортсменок с помощью аппаратно-программного комплекса «Гомеостат» для оценки эффективности межличностного (инструментального) взаимодействия в предложенных сочетаниях спортсменок. Было обследовано 8 сочетаний спортсменок. Одна спортсменка (вратарь) участвовала в двух сочетаниях (с разными парами защитников). Анализ индивидуального поведения отдельных участников троек в ходе успешного решения гомеостатических задач показал, кто из спортсменок наиболее успешно реализовывал лидерскую тактику, а чье лидерство было менее устойчивым. Отдельные тройки в успешно решенных задачах средней сложности иногда демонстрировали эффективное взаимодействие без явного лидера, что явилось показателем хорошей психологической совместимости.
Проведенное комплексное психофизиологическое исследование подтвердило следующие положения:
- Индивидуально-типологические особенности спортсменов влияют на манеру и способы ведения спортивного соревнования.
- Процесс подготовки и участия в соревнованиях необходимо осуществлять с учётом индивидуального психофизиологического профиля спортсменов.
- Выявленные различия в психофизиологических показателях спортсменов позволили составить более полное и дифференцированное представление о влиянии индивидуально-типологических особенностей на эффективность подготовки и участия в соревнованиях.
Менее чем за две недели учебно-тренировочных сборов во взаимоотношениях в команде проделана эволюция от «казачьей вольницы» и горьких слез в раздевалке из-за исписанного фломастерами спортивного костюма, подаренного мамой будущей чемпионке, до переизбрания тайным голосованием капитана и превращения сборной в эффективное боевое подразделение. Последовавшая затем победа на этапе Кубка Мира в г. Дмитрове явилась убедительным подтверждением эффективности проделанной работы по психофизиологическому обеспечению женской сборной команды России по хоккею с шайбой.